Меня часто спрашивают, когда лучше начинать обучение чтению и как лучше это делать. Ответов на эти вопросы ровно столько, сколько детей. Если обобщить, то существует две ситуации: Первая - ребенок сам начал проявлять интерес к буквам и вторая - ребёнку скоро в школу, а читать он не умеет и не желает учиться.
«С первым пунктом всё ясно, что тут разбирать?» – можете удивиться Вы. Но не всё так просто. Самое интересное, что детей из первой группы гораздо больше, чем из второй. По разным причинам они со временем попадают во вторую группу.
Расскажу случай из своей практики. Мама привела сына, которому вот-вот исполнится 7 лет и через два месяца начнется школа. Мальчик знает буквы, но читать отказался еще в 5 лет и все попытки родителей начать обучение заканчиваются истерикой. В ходе беседы выяснилось, что ребёнок заинтересовался книжками и буквами еще в 3.5 года. Тогда родители решили, что учиться читать пока рано и просто купили сыну кубики с буквами. Ребенок на удивление быстро запомнил все буквы, но так как дальнейшему процессу хода не дали, кубики и буквы мальчику наскучили и он потерял к ним интерес.
После 5-го дня рождения родители спохватились и решили начать обучение, но сын наотрез отказался. Любой намёк на занятие чтением вызывал бурное негодование и протест ребенка. Вот уже и школа на горизонте, а негативизм мальчика только растёт. Вот вам и пример – ребёнок сам хотел научиться читать, его импульс вовремя не поддержали. Результат – разочарование, потеря мотивации, отсутствие желания возвращаться к процессу, который вызвал разочарование. Вот и вся причина в данном случае… Похожих случаев встречается в практике много. Общее у них одно – потеря естественной активности ребёнка, другими словами мотивации.
Нередко интерес детей к чтению начинается с желания слушать сказки. Некоторые малыши готовы часами слушать то, что им читают. В этом случае проблема возникает из того, что время родителей на это занятие ограничено. Большинство мам и пап жалуются, что времени на чтение попросту нет, ну или полчасика перед сном и то по быстренькому, без чувства, толка, расстановки… Что можно на это возразить… Все мы жутко занятые люди, но есть родители, которые умеют расставлять приоритеты, а есть, которые не умеют.
Что для вас важнее – 30-минутный телефонный разговор с подругой или желание ребенка почитать вместе сказку? Просмотр интересной телепередачи или развитие личности ребенка? Просиживание двух часов в одноклассниках или общение с ребенком?
Уверена, что каждый родитель, даже самый занятой, при желании может найти время на рост собственного родительского авторитета. Ведь находится же время на обучение чтению тогда, когда уже «прижимают» сроки! Откуда оно берётся? Не проще ли было уделить время ещё тогда, когда ребенок сам страстно желал научиться читать и ждал вашего участия?
Если вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.
6 комментариев