Реальная жизнь

Дети дождя или аутизм у ребенка

Дети дождя или аутизм у ребенка дети дождя или аутизм«Дети дождя» - именно так принято называть детей с медицинским диагнозом «аутизм». Это необычные дети: для них не существуют стандартные правила, они часто не понимают того, что делают их сверстники, потому что для них это неинтересно.

Дети-аутисты повернуты внутрь своего мира: они не так играют, как обычные дети, не так открыты, как хотелось бы окружающим, они живут в своем мире. И развитие таких деток идет по особому пути: зачастую из них вырастают талантливые спортсмены, творческие личности, художники и поэты, но такое возможно только при поддержке и понимании взрослых.

Термин «аутизм» происходит от латинского слова «autos», что буквально означает «сам», в буквальном смысле, аутизм – это погружение в себя. Исходя из специальной литературы, аутизм определяется как психическое заболевание, связанное с ослаблением или полной потерей контактов с окружающей действительностью, глубоким погружением в мир исключительно личных переживаний и потерей стремления к общению с внешним миром. По данным медицинской статистики на одну тысячу детей приходится пять-шесть ребятишек-аутистов, причем аутизмом чаще страдают мальчики.

Точная причина возникновения заболевания не установлена, тем не менее в анамнезе таких деток имеются записи об осложнениях в протекании беременности матери и при родах (родовые травмы, асфиксия, гипотрофия плода).

В чем проявляется аутизма у ребенка

В чем проявляется аутизма у ребенка дети дождя или аутизмВнешние проявления аутизма, на первый взгляд, незаметны. Тем не менее, «дети дождя» отличаются от сверстников уже в младенческом возрасте. Крохи позже сверстников демонстрируют так называемый «комплекс оживления», часто не проявляют эмоций при виде родного лица мамы, не стремятся к контакту «глаза в глаза», общение протекает без улыбок, малыш слабо реагирует на зрительные и слуховые раздражители – книжки с картинками, мелодии и колыбельные. Часто ребенок - аутист не реагирует даже на свое имя, но это вовсе не означает, что у ребенка имеются проблемы с развитием зрительных или слуховых анализаторов.

Для таких детей не важен тактильный контакт: если обычный капризуля «хвостиком» ходит за мамой, просится на ручки, то «ребенок дождя» не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не тянется к ней из кроватки, потому что ему комфортно там лежать одному. Умеющий сидеть и ходить аутист склонен к однообразным ритмичным (стереотипным) движениям: раскачиваниям из стороны в сторону, потряхиваниям и вращениям кистями рук, бегом по одной и той же траектории.

Кроме того, дети с диагнозом «аутизм» позже сверстников начинают разговаривать, их речь отличается монотонностью, в ней отсутствуют эмоциональные слова и фразы. Иногда ребенок легко повторяет трудные для произношения трех- и четырех-сложные слова, фразы из рекламы, но ситуативной фразы и диалога нет. В речи, как правило, отсутствует местоимение «Я», так как ребенок не осознает границы своего тела, становление самосознания тоже протекает намного позже, чем у сверстников.

Для игры характерно предпочтение предметов окружающего быта – тарелок, ботинок –игрушкам, игра внешне лишена смысла и больше напоминает манипуляцию с предметами, при этом ребенок предпочитает играть один. В поведении отмечается боязнь всего нового, шумного, яркого. Переезд на новую квартиру или смену обоев в детской комнате может спровоцировать развитие страхов, недовольства, которое такие дети показывают весьма специфично: могут проявить агрессию, закричать.

Часто родителям такого ребенка говорят, что он «не обучаем», тем не менее, современные подходы к воспитанию и обучению особых детей заставляют поверить в чудеса: при должном уходе, понимании и неисчерпаемом терпении и упорном труде родителей можно помочь стать ребенку - аутисту абсолютно нормальным. Конечно, «человечек дождя» может быть неуклюжим и неловким в быту, но, согласитесь, и обычные дети роняют вещи и чашки, разбрасывают игрушки и одежду, но ведь именно из таких, особых детей, могут вырасти талантливые люди. Вспомните легенду об А.С. Пушкине: есть истории, рассказывающие о том, что гений русской литературы не говорил до… трех лет. И что получилось? Ответ очевиден.

Чтобы родителям справиться с заболеванием, работу нужно начинать сразу, как заметили проблему: чем раньше начата коррекция, тем легче ребенка «подогнать под норму», кроме того, целенаправленная работа может дать отличные результаты, вплоть до того, что диагноз может быть снят. Но это возможно только при целенаправленной и кропотливой работе.

А трудна такая работа прежде всего, потому, что ребенку нужно постоянно говорить слова любви и нежности, чтобы он понял, что он нужен, любим родителями именно таким, какой он есть. Для этого родителям важно позаботиться о комфортной психологической обстановке в доме, после обеспечения которой возможно приучение ребенка новым формам поведения, навыкам игры и общения, причем делать все нужно с осторожностью.

Обучение ребенка, больного аутизмом

deti-dozhdya-autizm-u-rebenka дети дождя или аутизмВ процессе обучения необходимо постоянно проговаривать не только действия, но и названия предметов, с которыми ребенок совершает манипуляции, которые просто его заинтересовали. В процессе игры взрослыми должны продумываться правила, которые должны быть четкими и простыми.

Даже если ребенок не говорит, нужно играть с ним: в кубики, лото, мозаику, сопровождая действия речью и инструкциями. Такие невербальные игры помогут наладить контакт между взрослыми и детьми, вовлечь ребенка совместную деятельность, сделать его эмоциональный и интеллектуальный опыт шире.

Каждая игра должна быть проиграна многократно: ребенок должен понять правила игры, ему нужно осмысление действий. Помните, что для такого особого ребенка важным становится ритуал, то есть, повторяющиеся из раза в раз действия заинтересуют малыша, увлекут в процесс игры – именно для этого нужно проговаривание слов, называющих предметы, игрушки и действия. Кроме того, яркое и образное описание игры, совместный просмотр красочных и эмоциональных мультфильмов, чтение рассказов, сказок, историй, в которых есть чему сопереживать, анализ мимики персонажей, игра с масками помогут неэмоциональному человечку в освоении таких навыков.

Во время игры (особенно, на этапе приучения) родителям стоит помнить о том, что ребенок в силу своих особенностей поначалу будет оказывать бурное и стойкое сопротивление попыткам вовлечь его в занятия. Однако если проявить не насилие, а твердость и систему стимулов и поощрений, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную радость от процесса игры, так для него она станет привычным ритуалом. Именно такой способ действия (однообразность и повторяемость) является для аутиста привычным.

И еще. У детей с диагнозом «аутизм» есть одна физиологическая особенность: тело ребенка требует постоянного совершенствования. Без физических нагрузок – простой зарядки, подвижных игр, бега, массажа – организм не развивается. Поэтому в режиме дня, который должен быть четким и постоянным, как всё тот же ритуал, обязательно должны присутствовать физические занятия. И давайте аутисту время побыть одному – ему важно побыть внутри своего мира.

Конечно, работа по воспитанию и развитию «человека дождя» не должна ограничиваться только родительским домом. В каждом конкретном случае работа должна вестись индивидуально и не одним специалистом: невролог, психолог, дефектолог, логопед, воспитатель – вот, пожалуй, неполный список специалистов, помощь которых может стать неоценимой. Главное – быть терпеливыми, человечными, верить в успех и надеяться на лучшее, чтобы научить особых деток жить в этом мире такими, какие они есть, и научить их быть счастливыми.

А здесь вы можете скачать книги об аутизме для родителей и педагогов:
  1. Аутичный ребёнок в быту
  2. Башина В Ранний детский аутизм
  3. Башина Обучение детей с РДА
  4. Дилигенский Н. Слово сквозь безмолвие
  5. Егорова Е. Человек дождя не вырастет в России
  6. Занятия по модификации поведения для аутичных детей
  7. Иванов Детский аутизм
  8. Из родительского опыта
  9. Йоханссон Особое детство
  10. Каган Детский аутизм
  11. Карвасарская В Стороне
  12. Карвасарская И Помощь аутичной семье
  13. Медведева Творческая мастерская для родителей
  14. Метод. рекоменд коррекции Сборник
  15. Никольская Дети и подростки с аутизмом
  16. Никольская Трудности адаптации детей с РДА
  17. Ньюмен Игры и занятия с особым ребенком
  18. Ребёнок с аутизмом в школе
  19. Селигман Обычные семьи, особые дети
  20. Шипицына Л.М. Детский аутизм-Хрестоматия
  21. Шипицына.Соц.реабилитац. дет. с аутизмом
  22. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком

И ещё. Исследования ученых из США показали, что 10% людей, больных аутизмом, демонстрирует выдающиеся способности, а среди обычных людей этот показатель гораздо скромнее – всего 1%. Почему так? Ответ, скорее всего, будет найден еще нескоро.

avtorsЕсли вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.


Комментариев пока нет

    • Привет Гость
      Психология

      Минутка досуга

      Отдохнем!

      Интерьер вашего дома

      Интерьер вашего дома

      Хотите узнать, как расположить диван или плазменный телевизор? Здесь вы можете спроектировать в онлайн программе все что угодно, и затем сохранить данные на компьютер.

      А изменить язык на русский вы можете в верхнем меню справа - с language на русский.


      Или вы можете скачать бесплатные программы для создания дизайна интерьера дома, квартиры, комнаты.. Достаточно выбрать ту, которая больше вам подходит.

      pCon.planner (85 Мб)

      IKEA Home Planner (8 Мб)

      Sweet Home 3D (39 Мб)

      Сайт для детей и их родителейКопирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник