Вы приехали на юг. Солнце, тёплое море, прекрасная погода. Вокруг родители с боем пытаются вытащить своих детей из воды, а ваш сосредоточенно строит замки из песка. У вас, естественно, возникает чувство неполноценности.
Конечно, вода полезна — расслабляет, успокаивает, дарит новые тактильные ощущения. Вам кажется, что ребёнок лишает себя удовольствия и не берёт от отдыха всего, что запланировано «по программе»? Не давите на малыша, объясняя, «что он теряет». Не делайте из этого трагедии, не ставьте в пример других детей, которые уже плавают.
Страх утонуть — вполне естественный инстинкт самосохранения. Представьте, что ваш ребёнок вообще ничего не боится и смело ныряет в волны. Легче бы вам было? Водобоязнь может возникнуть внезапно в 4—5 лет, даже если до этого у ребёнка не было подобной проблемы. Именно в этом возрасте все детские страхи обостряются. Не обязательно должна быть психическая причина. Возможно, ребёнок когда-то баловался с водой, а вы испугались и поругали его за это.
Страх воды может сохраняться на протяжении 2—3 лет, иногда имеет смысл набраться терпения и просто подождать. Плавание требует от ребёнка сложных движений, не все ещё могут превосходно контролировать своё тело. До 6 лет вполне достаточно «бултыхания» и игр около воды, не мучайте малыша сложной методикой плавания.
Дружим с морем
Что делать, если ребёнок боится купаться? Пусть играет на берегу, не заходя в воду. Хорошо, если малыш просто трогает воду пальцами ног — значит, он готов взаимодействовать с водной стихией только так.
Может, он просто боится, что в глаза попадёт вода? Так проявляется страх захлебнуться. Для начала осторожно побрызгайте ребёнку водой на лицо. Научите задерживать дыхание. Предложите опустить лицо в воду и пустить пузыри — выдохнуть в воде.
- Предложите поиграть — зачерпнуть воды из моря и принести вам целое ведёрко. Вылить воду на лежащего папу, который, конечно, рад освежиться таким образом в жаркий день.
- Надуйте небольшой бассейн, наполните его водой, бросьте в него различные предметы — игрушки, мячик, пуговицы, крышки, мочалку и т.д. Поставьте научный эксперимент: что плавает, а что тонет в воде и почему?
- Вымойте вместе с ребёнком его любимую игрушку. Предложите игру: кто больше соберёт самых красивых камешков в воде у самого бережка? Ради соревнования ребёнку придётся войти в море подальше, он увлечётся и не заметит, что стоит в воде.
- Погуляйте с малышом по берегу — пусть сначала он намочит ступни, потом зайдёт по щиколотку.
- Купите ему яркие и красивые аксессуары для плавания — очки (как у настоящего водолаза!), ласты, надувные круг или пояс. Наверняка малыш будет рад опробовать подарки в естественной среде — море или реке. Подойдёт и надувной бассейн — в нём совсем не страшно.
- Познакомьте ребёнка с морскими жителями, покажите в музее или на картинке рыбок, ракушек, медуз, морских звёзд.
Найдите книжку, мультфильм, в которой главный герой — отважный пловец или мореход, прочитайте или посмотрите вместе с ребёнком, обсудите. Или сами сочините сказку про его любимого мишку: как он поехал на море, купался и загорал.
Отважные пловцы
Тех ребят, кто уже не боится воды, лучше учить плаванию в водоёме с прозрачной водой, без течения. Предварительно легко поешьте, возьмите с собой надувную игрушку, доску для плавания. Первые уроки не должны превышать 15—20 минут.
Ни в коем случае не повышайте на ребёнка голос. Не говорите: «Не бойся!» — это только насторожит его. Не торопите, будьте доброжелательны. Занятие начните с простейшей разминки на воздухе — махи, приседания, наклоны и т. д. Упражнения можно показывать на собственном примере.
- Плещемся. Малыш пробует сесть на дно, передвигаться по нему удобным ему способом, например на четвереньках. Затем ложится на воду, погружает в неё лицо.
- Головастик. На мелководье ребёнок передвигается, упираясь руками в дно, ноги — прямые и скользят по воде. Можно попробовать погрузить в воду лицо, поработать ножками, чтобы получился фонтанчик.
- Скольжение. Нужно сесть в воде на корточки, оттолкнуться от дна и сколь-зить как можно дальше, выпрямившись, руки по швам.
- Поплавок. Ребёнок заходит в воду по грудь. Сделав глубокий вдох, садится в воде на корточки. Нужно обхватить согнутые колени руками и опустить голову к коленям. Теперь главное — почувствовать, как тело всплывает — выталкивается водой.
- Плывём! Покажите ребёнку простейшие движения ногами и руками во время плавания. Кроль — ноги двигаются вверх-вниз, брасс — одновременные горизонтальные гребки руками и ногами, сводя и разводя их (плавание «по-лягушачьи»). Ребёнок тренируется сначала на суше. Затем можно попробовать сделать то же в море или реке, вы при этом стоите в воде по пояс и поддерживаете ребёнка под живот. Следующий этап — он плывёт уже без вас, держась за круг или доску. Покажите ребёнку, что, если увеличить частоту гребков, увеличится и скорость.
Погружаясь в воду с малышом, прижимайте его к себе очень мягко и нежно, чтобы у него не возникло чувства сдавленности и опасности. Всегда защищайте голову ребёнка панамкой — даже во время купания. Никогда не оставляйте кроху в воде без присмотра. Покажите своему отважному пловцу, что вы уверены в его успехе, хвалите за любую маленькую победу.
Если вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.
Комментариев пока нет