Заикание это нарушение ритмической стороны речи, характеризующееся частыми повторениями или пролонгациями слов, слогов, звуков, а также прерывистостью, остановками речи. При заикании человек точно знает, что собирается произнести, но ввиду непроизвольной остановки или повторяющейся пролонгации речевого потока не способен сделать это плавно и слажено. Причиной возникновения заикания могут быть как органические (нарушение ЦНС, задержка психического развития, общее нарушение развития речи), функциональные нарушения (спазмы речевого аппарата), так и психологические факторы (сильный испуг в раннем детстве, патологическое воспитание).
Понятно, что заикание сопровождается негативной психологической составляющей: нарушением коммуникативной стороны речи, эмоциональными переживаниями, снижением самооценки, порой негативизмом, изоляцией ребенка и т. п.
Важнейшей составляющей успешной реабилитации заикающегося ребенка является его близкое окружение, доброжелательный микроклимат в его социальном круге. Поэтому, помимо работы логопеда, психолога (психотерапевта), очень важным является качество общения с ребенком близкого взрослого. Вот некоторые коррекционные игры, способствующие нахождению контакта с заикающимся ребенком:
Работаем с заиканием, читая по ролям
Вместе с ребенком разыгрываем какой-либо литературный сюжет или, читаем его по ролям. Сказка, рассказ должны быть подобраны так, чтобы герои в ней общались на разные голоса. Обращайте внимание на интонацию речи. Ребёнок должен попробовать исполнить все роли.
Подражаем животным — преодолеваем заикание
Ребенку предлагается, подражая животным, произносить звуки им свойственные и движения. Малыш совершенствует выразительность движений, пластику тела. Он учится управлять своим телом. Одновременно с этим, у ребенка снимаются мышечные и речевые «зажимы». В игре ребенок с удовольствием будет изображать различных животных.
Удивительный сон
Это упражнение на релаксацию. Оно помогает детям расслабиться, снять мышечное напряжение, отдохнуть. Участники ложатся на пол, закрывают глаза, руки расслаблены вдоль тела. Взрослый произносит: «А сейчас игра «Удивительный сон». Вы не заснёте по-настоящему, будете всё чувствовать, слышать, но не будете при этом двигаться и открывать глаза, пока не «проснётесь». Спокойно отдыхаете, закройте глаза. Пусть каждого посетит добрый, хороший сон». Читается релаксационное стихотворение...
Поймай птиц
Эта подвижная игра может быть проведена на прогулке детей или на музыкальном занятии в детском саду. Дети делятся на две команды. Первая встаёт в круг, держась за руки, — «клетка». С началом музыки руки поднимаются, и вторая команда – «птицы» — влетает в клетку. С окончанием музыки руки опускаются, и птицы стараются вылететь.
Ролевые игры
Ребёнок выбирает любую роль. Он описывает, как его герой выглядит, одевается, двигается. Большое внимание уделяется тому, что он будет делать, говорить, как себя вести, исполняя эту роль. Дети свободны в выборе ролей. После их представления в свободной игре они должны действовать согласно выбранной роли, координируя при этом свои действия с исполнителями других ролей.
Игры с пальчиками
1. Кончики пальцев упираются в поверхность стола или пола. Ребёнок поочерёдно поднимает пальцы сначала на одной руке, потом на другой, потом на обеих вместе.
2. Ребёнок кончиками пальцев выстукивает на поверхности стола несложный ритм, сначала одной рукой, затем обеими.
3. Указательный и средний пальцы правой руки шагают направо, левой руки – налево. Движения пальцев должны быть синхронными.
4. Вытянутые ладошки лежат ребром на столе, напротив друг друга. Взрослый демонстрирует пальцами различные движения. Цель ребёнка – повторить движения каждого пальца. В последующем показывать движения может и сам ребёнок, а взрослый повторяет их.
Рука в руке
Участники прижимают друг к другу ладошки и так идут по комнате. В ней устанавливаются разнообразные препятствия (горы, реки, леса), которые пара должна преодолеть. Можно использовать стулья, столы, мягкие предметы. Пару могут образовать и взрослый с ребенком. Игра способствует улучшению межличностного взаимодействия, развитию навыков взаимопомощи.
Если вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.
Комментариев пока нет