Дополнительное образование

Искусство как лекарство или арт-терапия для детей

Арт-терапия для детей Искусство как лекарство или арт-терапия для детейКогда искусство входит в жизнь ребенка? Думаете, когда он впервые посещает театр или выставку в музее? Нет. Гораздо раньше... Младенец слышит голос мамы, напевающей ему колыбельную песню, потом постарше малыш рассматривает картинки в книжке или слушает сказку, рассказанную бабушкой... С первых дней жизни ребенок окружен продуктами творчества: сначала других людей, а потом и своих собственных.
Значение искусства в жизни ребенка трудно переоценить, да и описание его в одной статье достойно докторской степени. Нам хочется поговорить здесь об одном из видов искусства — изобразительном творчестве, поскольку именно оно является самым распространенным и иногда недооцененным в глазах взрослых. Конечно, наши малыши не все станут гениальными художниками... Но так ли уж важно рассматривать эстетическую сторону детского рисунка, чтобы признать его значимым и существенным продуктом творчества ребенка? Начнем с начала.

Интерес к ручкам, карандаша, краскам появляется у малыша практически с того момента, когда он может ими манипулировать. т. е. двигать так, чтобы оставался след на бумаге, теле, обоях, папином отчете или маминой любимой книжке... Это первая стадия развития детского рисунка — чирканье (марание). Основное ее значение в том, что ребенок подсознательно начинает вычленять себя из окружающего мира «Я -есть вот мой след!» В возрасте двух лет для малыша становится интересным выбор цвета, направления движений, он исследует лист, его границы... Эта стадия «ритмических каракуль». Кажется, что это просто чиркатня с бесконечным повторением на новых и новых страницах. Это исследовательская стадия развития рисунка плавно переходит в ассоциативную. Поясним: к трем годам при вопросе ребенку «что ты нарисовал?», малыш может ассоциативно придумать название своему рисунку, который, конечно, еще будет больше походить на хаотически разбросанные каракули. Но уже сейчас у малыша появляется отношение к рисунку, как продукту своих действий. Рисунок ка средство коммуникации с миром, выражения отношения к нему. Все вместе эти стадии относятся к доизобразительному этапу развития детского рисунка. Начиная с трех лет детский рисунок вступает в изобразительный этап своего развития. Уточним, конечно же все дети индивидуальны и кто-то чуть раньше или позже переходит из одной стадии развития в другую. Мы берем среднестатистические возрастные периоды, принятые в психологии ребенка.

Итак, изобразительный этап ознаменуется возможностью ребенка сначала задумать, а потом реализовать свой замысел на бумаге. С трех до пяти лет ребенок уже способен целенаправленно выбрать цвет, при отсутствии устойчивой композиции и примитивности рисунка. Появляются «головоноги»: круг с палочками в виде ног. Ребенок старается выразить чувство, свое отношение к изображенному в рисунке сюжету, который зачастую «оживает», т. е. постоянно меняется, стоит ребенку пририсовать еще одну деталь.. Рисунок ребенка пяти лет несет в себе заряд его эмоционального отношения к миру и начинает выполнять еще и регуляторную функцию — т. к. в процессе рисования задействованы все высшие психические процессы(память, мышление. восприятие, внимание), речь (малыш зачастую проговаривает вслух или внутренней речью изображаемые объекты), устанавливаются межполушарные взаимодействия в работе головного мозга. Чуть позже с шести до семи лет ребенок научается «одевать» изображенных героев, отдельные объекты объединяются в сюжет, многообразие цветовых решений, прорисовывание деталей мимики лиц и одежды. Что-то ребенок рисует уже по памяти. С восьми до девяти лет в рисунке появляются более сложные элементы, попытки изображения людей и животных в профиль, в движении. Более тщательная прорисовка деталей композиции. С одиннадцати лет и далее в рисунке появляется перспектива, изображение пластики движений, отражение игры света и тени. Изображение действительно начинает нести свою эстетическую функцию.

Развитие детского рисунка как такового заканчивается к двенадцати годам. Далее идет отработка умения использовать художественные средства для создания действительно законченных образов. Так растянут и многообразен весь период развития рисунка ребенка, но причина лишь в том, что рисунок — есть отражение психических, эмоционально-волевых, личностных сторон в развитии самого ребенка. Глядя на рисунок ребенка, можно сделать предположение о соответствии его интеллектуального развития возрастному периоду, и в первую очередь это связано с тем, что рисунок эволюционирует одновременно с развитием интеллекта и речи.

Особенности рисунка «Человека», мы изложим в другой статье, уделив особое внимание отражению интеллектуальной сферы ребенка в рисунке. Здесь же хочется акцентировать внимание на том, что, чем больше и чаще рисует ваш ребенок, тем больше у него возможности выразить себя и познать окружающий мир.

avtorsЕсли вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.


Комментариев пока нет

    • Привет Гость
      Наш малыш

      Минутка досуга

      Отдохнем!

      Интерьер вашего дома

      Интерьер вашего дома

      Хотите узнать, как расположить диван или плазменный телевизор? Здесь вы можете спроектировать в онлайн программе все что угодно, и затем сохранить данные на компьютер.

      А изменить язык на русский вы можете в верхнем меню справа - с language на русский.


      Или вы можете скачать бесплатные программы для создания дизайна интерьера дома, квартиры, комнаты.. Достаточно выбрать ту, которая больше вам подходит.

      pCon.planner (85 Мб)

      IKEA Home Planner (8 Мб)

      Sweet Home 3D (39 Мб)

      Свежие комментарии

      Сайт для детей и их родителейКопирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник