Родители задают вопросы, связанные с речью их детей: кто-то не выговаривает некоторые звуки, кто-то заменяет один звук другим, а кто-то вообще в 3 года молчит. Поэтому мы начинаем публиковать цикл статей по развитию речи детей разного возраста.
Сегодня мы поговорим о развитии речи малышей первого года жизни со специалистом по ранней коммуникации, логопедом Натальей Вячеславовной Зива.
Все знают: для ребёнка рождение — стресс. Девять предыдущих месяцев ему было тепло, темно и тесно. Ребёночек постоянно слышал биение маминого сердца. И вдруг он всего этого лишился. Стресс? Стресс, да ещё какой! Так вот, чтобы помочь малышу адаптироваться к нормальной жизни, выйти из состояния стресса, Наталья Вячеславовна советует мамам подкладывать ему под бока валики и ставить рядом с кроваткой… будильник.
Стук будильника напоминает биение сердца, а это, как, впрочем, и мамин голос,— раздражители, наиболее предпочитаемые для новорождённого. Поэтому ребёночек чувствует себя спокойно. А во время прогулки, кормления, купания и других процедур, когда будильника рядом нет, постепенно отвыкает от этого звука. Обычно через две-три недели надобность в подобных приспособлениях отпадает. А ещё для нормального развития ребёнка важно как можно раньше начать заниматься с ним. Вот например, как думаете, с какого возраста нужно развивать у малыша речь? Оказывается, с первых месяцев жизни. В этом Наталья Вячеславовна уверена твёрдо. «Но ведь в месяц младенец ещё не то что не говорит, но и не понимает, о чём говорят?» — удивитесь вы.
Главное в этот период — эмоциональное общение, развитие зрительного и слухового восприятия,— рассказала Наталья Вячеславовна.— И начинать лучше с контрастных чёрно-белых изображений. Поэтому я рекомендую сделать на бутылочку насадку в чёрно-белую клетку или полоску. Изготовить её удобно из плотного картона, раскрашенного белой и чёрной краской и обклеенного прозрачной плёнкой.
Конечно, ребёнка необходимо кормить грудью, ну а пить давать из бутылочки. И пока малыш пьёт водичку, само собой идёт развитие зрительного восприятия. Подобную насадку можно прикрепить и на старый музыкальный диск и ставить его в кроватку или подвесить на уровне глаз.
Гулит — так говорит
В практике Натальи Вячеславовны был такой случай. Одни молодые родители решили: первое время не будут подходить к плачущему новорождённому сыну. Они не хотели, чтобы он привыкал к рукам.
Если сухой и неголодный, то незачем и обращать на него внимание. Да, мальчик перестал плакать. Но спустя какое-то время они заметили отставание его в развитии. Малышу стало абсолютно всё равно: подошла к нему мама или чужая тётя.
Он не проявлял никаких эмоций, не издавал ни звука. А ведь в первый месяц жизни ребёнок должен научиться узнавать лицо мамы, сосредотачивать на нём взгляд. В ответ на ласковый разговор с ним — гулить, лепетать, улыбаться. Всё это естественная подготовка к развитию активной речи.
И реагировать на звуки, и ориентироваться в пространстве ребёнка тоже надо учить,— продолжила рассказ логопед.— Я рекомендую родителям сделать такие своеобразные манжеты из махровых резинок для волос. К ним пришить небольшие колокольчики. Если надевать их на ручки или на ножки, малыш, двигая конечностями, будет слышать звук. Так он учится ориентироваться в схеме своего тела. А вот если надеть их один на ручку, а другой на ножку — тут уже ориентация в пространстве. Ребёночек начинает понимать: звенит близко, далеко, с одной стороны, с другой.
Замечательно, когда с первого года жизни ребёнка начинают развивать и целенаправленные движения руки и глаза. Для этого можно использовать пластмассовые бутылочки и баночки всевозможных размеров и форм с разными диаметрами горлышек. На них наклейте забавные мордашки. Сначала малыш просто смотрит, «разговаривает». А потом давайте ему различные предметы, чтобы он складывал и вынимал их из ёмкостей. На первое время подойдут пластмассовые ведёрки из-под майонеза. Затем дайте банку с более узким горлышком. И так постепенно дойдите до пластиковой бутылочки, например, из-под фанты.
Что посеешь…
Мозг человека устроен так, что речевая зона тесно связана с моторной. И «запуская» моторную зону, мы волей-неволей «запускаем» и речевую. Можно сплести из толстых ниток или капроновых колготок косичку, вкладывать её в ручку младенца и тянуть.
Малыш должен захватывать косичку так, что тянуть придётся с силой. Если делать такое упражнение, то хорошо развивается моторика ребёнка. А если мышцы слабые, то укрепляются. Неплохо сшить из хлопчатобумажной ткани так называемые моторные рукавички с завязками на запястье. В них насыпать бусинки или другие предметы, надеть на ручки малыша и привязать.
Предметы будут кататься по ладошкам и развивать моторику. Только ребёнок обязательно должен быть под присмотром, чтобы случайно выкатившийся из рукавички предмет не попал ему в горлышко. А пользоваться ими нужно по нескольку раз в день, но не больше десяти минут.
Для развития тактильного восприятия (т.е. через ощущения) Наталья Вячеславовна советует сделать деревянные цилиндрики (от строительного конструктора или выточить самим). Оберните их мехом, наждачной бумагой, резиной, поролоном и др. Давайте малышу в руки, чтобы он учился различать мягкое, пушистое, твёрдое, шершавое и т.д. Но кроме этого здесь ещё идёт противопоставление больших пальчиков рук. Ведь обычно у младенцев они прижаты к ладошкам. Палочка же или валик, вложенные в ручку, помогают малышу научиться держать пальчики так, как надо: большой поверх остальных четырёх. А с шести месяцев можно пользоваться так называемой логопедической щёткой. Её легко сделать из массажной расчёски с деревянными зубчиками. Выньте из неё сердцевину, приделайте мягкие резинки и надевайте на ручки малыша зубцами к ладошкам и наружу. Постукивайте по щётке, щёткой по ровной поверхности, поглаживайте ручонку от кисти к локтю.
Необходимо буквально с первого года жизни ребёнка развивать у него фонематический слух, чтобы в школе не было проблем с письмом. Как? Да с помощью неречевых звуков. Каких? Шуршание бумаги, сыпучие предметы, звук дудочки, колокольчика и др. На деревянную палочку приколотите ленточки гофрированной бумаги и шелестите ими возле ушка ребёнка. В баночки из-под фотоплёнки насыпьте, скажем, соль, гречу, горох, фасоль, бусинки и т.д. Плотно закройте их и используйте вместо погремушек.
И ещё один важный момент,— сказала Наталья Вячеславовна,— прогулки на свежем воздухе. Их родители используют, как правило, для сна. Но необходимо обязательно найти время для прогулок-экскурсий. Посмотреть на настоящую машину, живую собаку, голубя, снег, проталины и др. Причём называть предметы и животных нужно, обязательно обращаясь к малышу по имени: «Маша, смотри, собачка побежала: ав-ав», «Ой, Никита, а вот голубь в луже купается: гули-гули!», «Ух, Ванюша, какая большая машина проехала!».
Ребёнок обязательно должен всё видеть. И вживую, а не только на картинке. Так малыш будет осваивать понимаемую речь, а это необходимо для того, чтобы он и сам научился говорить. Вообще, пословица «Что посеешь, то и пожнёшь» относится именно к первому году жизни младенца. Что родители смогут заложить в него в этот период, с таким багажом ребёнок и пойдёт по жизни.
Комментариев пока нет