Здоровье ребенка

О развитии речи малышей первого года жизни

Поговорим о развитии речи малышей первого года жизни о развитие речи малышей первого года жизниРодители задают вопросы, связанные с речью их детей: кто-то не выговаривает некоторые звуки, кто-то заменяет один звук другим, а кто-то вообще в 3 года молчит. Поэтому мы начинаем публиковать цикл статей по развитию речи детей разного возраста.

Сегодня мы поговорим о развитии речи малышей первого года жизни со специалистом по ранней коммуникации, логопедом Натальей Вячеславовной Зива.

Все знают: для ребёнка рождение — стресс. Девять предыдущих месяцев ему было тепло, темно и тесно. Ребёночек постоянно слышал биение маминого сердца. И вдруг он всего этого лишился. Стресс? Стресс, да ещё какой! Так вот, чтобы помочь малышу адаптироваться к нормальной жизни, выйти из состояния стресса, Наталья Вячеславовна советует мамам подкладывать ему под бока валики и ставить рядом с кроваткой… будильник.

Стук будильника напоминает биение сердца, а это, как, впрочем, и мамин голос,— раздражители, наиболее предпочитаемые для новорождённого. Поэтому ребёночек чувствует себя спокойно. А во время прогулки, кормления, купания и других процедур, когда будильника рядом нет, постепенно отвыкает от этого звука. Обычно через две-три недели надобность в подобных приспособлениях отпадает. А ещё для нормального развития ребёнка важно как можно раньше начать заниматься с ним. Вот например, как думаете, с какого возраста нужно развивать у малыша речь? Оказывается, с первых месяцев жизни. В этом Наталья Вячеславовна уверена твёрдо. «Но ведь в месяц младенец ещё не то что не говорит, но и не понимает, о чём говорят?» — удивитесь вы.

Главное в этот период — эмоциональное общение, развитие зрительного и слухового восприятия,— рассказала Наталья Вячеславовна.— И начинать лучше с контрастных чёрно-белых изображений. Поэтому я рекомендую сделать на бутылочку насадку в чёрно-белую клетку или полоску. Изготовить её удобно из плотного картона, раскрашенного белой и чёрной краской и обклеенного прозрачной плёнкой.

Конечно, ребёнка необходимо кормить грудью, ну а пить давать из бутылочки. И пока малыш пьёт водичку, само собой идёт развитие зрительного восприятия. Подобную насадку можно прикрепить и на старый музыкальный диск и ставить его в кроватку или подвесить на уровне глаз.

Гулит — так говорит

Гулит — так говорит о развитие речи малышей первого года жизниВ практике Натальи Вячеславовны был такой случай. Одни молодые родители решили: первое время не будут подходить к плачущему новорождённому сыну. Они не хотели, чтобы он привыкал к рукам.

Если сухой и неголодный, то незачем и обращать на него внимание. Да, мальчик перестал плакать. Но спустя какое-то время они заметили отставание его в развитии. Малышу стало абсолютно всё равно: подошла к нему мама или чужая тётя.

Он не проявлял никаких эмоций, не издавал ни звука. А ведь в первый месяц жизни ребёнок должен научиться узнавать лицо мамы, сосредотачивать на нём взгляд. В ответ на ласковый разговор с ним — гулить, лепетать, улыбаться. Всё это естественная подготовка к развитию активной речи.

И реагировать на звуки, и ориентироваться в пространстве ребёнка тоже надо учить,— продолжила рассказ логопед.— Я рекомендую родителям сделать такие своеобразные манжеты из махровых резинок для волос. К ним пришить небольшие колокольчики. Если надевать их на ручки или на ножки, малыш, двигая конечностями, будет слышать звук. Так он учится ориентироваться в схеме своего тела. А вот если надеть их один на ручку, а другой на ножку — тут уже ориентация в пространстве. Ребёночек начинает понимать: звенит близко, далеко, с одной стороны, с другой.

Замечательно, когда с первого года жизни ребёнка начинают развивать и целенаправленные движения руки и глаза. Для этого можно использовать пластмассовые бутылочки и баночки всевозможных размеров и форм с разными диаметрами горлышек. На них наклейте забавные мордашки. Сначала малыш просто смотрит, «разговаривает». А потом давайте ему различные предметы, чтобы он складывал и вынимал их из ёмкостей. На первое время подойдут пластмассовые ведёрки из-под майонеза. Затем дайте банку с более узким горлышком. И так постепенно дойдите до пластиковой бутылочки, например, из-под фанты.

Что посеешь…

Что посеешь… о развитие речи малышей первого года жизниМозг человека устроен так, что речевая зона тесно связана с моторной. И «запуская» моторную зону, мы волей-неволей «запускаем» и речевую. Можно сплести из толстых ниток или капроновых колготок косичку, вкладывать её в ручку младенца и тянуть.

Малыш должен захватывать косичку так, что тянуть придётся с силой. Если делать такое упражнение, то хорошо развивается моторика ребёнка. А если мышцы слабые, то укрепляются. Неплохо сшить из хлопчатобумажной ткани так называемые моторные рукавички с завязками на запястье. В них насыпать бусинки или другие предметы, надеть на ручки малыша и привязать.

Предметы будут кататься по ладошкам и развивать моторику. Только ребёнок обязательно должен быть под присмотром, чтобы случайно выкатившийся из рукавички предмет не попал ему в горлышко. А пользоваться ими нужно по нескольку раз в день, но не больше десяти минут.

Для развития тактильного восприятия (т.е. через ощущения) Наталья Вячеславовна советует сделать деревянные цилиндрики (от строительного конструктора или выточить самим). Оберните их мехом, наждачной бумагой, резиной, поролоном и др. Давайте малышу в руки, чтобы он учился различать мягкое, пушистое, твёрдое, шершавое и т.д. Но кроме этого здесь ещё идёт противопоставление больших пальчиков рук. Ведь обычно у младенцев они прижаты к ладошкам. Палочка же или валик, вложенные в ручку, помогают малышу научиться держать пальчики так, как надо: большой поверх остальных четырёх. А с шести месяцев можно пользоваться так называемой логопедической щёткой. Её легко сделать из массажной расчёски с деревянными зубчиками. Выньте из неё сердцевину, приделайте мягкие резинки и надевайте на ручки малыша зубцами к ладошкам и наружу. Постукивайте по щётке, щёткой по ровной поверхности, поглаживайте ручонку от кисти к локтю.

Необходимо буквально с первого года жизни ребёнка развивать у него фонематический слух, чтобы в школе не было проблем с письмом. Как? Да с помощью неречевых звуков. Каких? Шуршание бумаги, сыпучие предметы, звук дудочки, колокольчика и др. На деревянную палочку приколотите ленточки гофрированной бумаги и шелестите ими возле ушка ребёнка. В баночки из-под фотоплёнки насыпьте, скажем, соль, гречу, горох, фасоль, бусинки и т.д. Плотно закройте их и используйте вместо погремушек.

И ещё один важный момент,— сказала Наталья Вячеславовна,— прогулки на свежем воздухе. Их родители используют, как правило, для сна. Но необходимо обязательно найти время для прогулок-экскурсий. Посмотреть на настоящую машину, живую собаку, голубя, снег, проталины и др. Причём называть предметы и животных нужно, обязательно обращаясь к малышу по имени: «Маша, смотри, собачка побежала: ав-ав», «Ой, Никита, а вот голубь в луже купается: гули-гули!», «Ух, Ванюша, какая большая машина проехала!».

Ребёнок обязательно должен всё видеть. И вживую, а не только на картинке. Так малыш будет осваивать понимаемую речь, а это необходимо для того, чтобы он и сам научился говорить. Вообще, пословица «Что посеешь, то и пожнёшь» относится именно к первому году жизни младенца. Что родители смогут заложить в него в этот период, с таким багажом ребёнок и пойдёт по жизни.

avtorsЕсли вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.


Комментариев пока нет

    • Привет Гость
      Здоровье

      Минутка досуга

      Отдохнем!

      Интерьер вашего дома

      Интерьер вашего дома

      Хотите узнать, как расположить диван или плазменный телевизор? Здесь вы можете спроектировать в онлайн программе все что угодно, и затем сохранить данные на компьютер.

      А изменить язык на русский вы можете в верхнем меню справа - с language на русский.


      Или вы можете скачать бесплатные программы для создания дизайна интерьера дома, квартиры, комнаты.. Достаточно выбрать ту, которая больше вам подходит.

      pCon.planner (85 Мб)

      IKEA Home Planner (8 Мб)

      Sweet Home 3D (39 Мб)

      Свежие комментарии

      Сайт для детей и их родителейКопирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник