Здоровье ребенка

Школа формирует комплекс неполноценности у детей

Школьные годы чудесные, с дружбою, с книгою, с песнею… школа формирует комплекс неполноценности у детей«Школьные годы чудесные, с дружбою, с книгою, с песнею…» Как это ни странно, но чудесными школьные годы оказываются лет эдак через 20 после того, как покидаешь школу. Именно поэтому опусы про «прекрасные школьные годы» пишут, как правило, взрослые, и они же пичкают ими детишек.

Те из уважения молчат, но придерживаются собственного мнения. Для них школа — не сказка, а жизнь, зачастую нелёгкая. Помимо всего прочего, они выносят из школы набор комплексов, о которых мы и поговорим.

Загляните в глазки первоклашек, стоящих на школьном дворе с букетами и новенькими ранцами. Сколько в них живости, желания учиться и гордости за то, что они стали школьниками! И посмотрите в эти же глазки в конце года… У большинства уже нет того интереса и задора, что в первые дни. В чём же дело? Сейчас родители готовят детей к школе очень основательно. То, что ребёнок идёт в школу читающим и с лёгкостью решающим примеры в пределах двадцати,— это уже норма. В наш информационный век знания об окружающем мире у детей тоже весьма обширны.

Как школа формирует комплекс неполноценности у детей

Как школа формирует комплекс неполноценности у детей школа формирует комплекс неполноценности у детейПомню, как возмущалась моя подруга после того, как сходила на открытый урок к дочке-первоклашке. Надо сказать, что поступили они в элитную по меркам нашего города школу. «Вот ты мне объясни, зачем мы туда экзамены сдавали?

Брали ведь только бегло читающих детей! И по математике экзаменовали, и по английскому. Зачем они снова азбуку проходят?! Вот сдалась Сашке это буква «У»! Она весь урок, как тюлень, на парте пролежала».

К сожалению, школьная программа не предусматривает дифференцированного подхода к ученикам и рассчитана не на творческий процесс познания, а на пассивное запоминание. Читать большинство детей уже умеют. Выведение однообразных крючков на уроке письма тоже особо увлекательным занятием не назовёшь. Вот так, уже с первого класса, у детей теряется интерес к учёбе. Я не говорю, что школьная программа слишком простая для них. Нет, программа постоянно усложняется. Просто она неинтересная.

Однажды я отчитывала своего сына: «Вот ты бы с таким же рвением уроки делал, как на компьютере играешь». На что последовал вполне закономерный ответ: «А что в них интересного?» Я с педагогическим азартом не отступала: «А на компе, значит, играть интереснее, чем делом заниматься? Ты в первую очередь об учёбе думать должен!» «Да, интереснее». Всё. Этим всё сказано.

Извините за масло масляное, но детям интересно только то, что им интересно! И можно сколько угодно твердить о том, что они должны, обязаны и совесть надо иметь, но дети так устроены природой. Неинтересно — сделаю по-быстренькому, интересно — другое дело, не жалко ни сил, ни времени. Вот поэтому они так устают на уроках, но нисколько не устают бесконечно смотреть телевизор или играть на компьютере, к коим и бегут после скучных уроков.

К каким последствиям это приводит? У детей формируется комплекс пассивного наблюдателя. Посидел-поскучал-сделал, что требовали,— ушёл. Постепенно огонёк в глазках потухает и на его место приходит скука. Этот комплекс опасен тем, что ребёнок привыкает к такой жизненной позиции. Он и в институте будет так же пассивно присутствовать на лекциях. А потом — на рабочем месте. Его главной задачей становится отбыть учебную или трудовую «повинность». Он присутствует на учебном или рабочем месте, но «во всех этих играх» не участвует.

Как же со всем этим бороться? Конечно, можно посоветовать искать другую школу, где приветствуется неординарность и творческий подход. Но это очень трудно сделать. Можно поднять этот вопрос на родительском собрании, но на успех тоже особо рассчитывать не приходится. Учителя преподают по программам, и обвинять их трудно. Нечасто попадаются самородки, которые постоянно могут поддерживать интерес у детей. Значит, нужно нам, родителям, находить интересное в неинтересном, увлекательное в скучном.

Отличники и двоечники

Отличники и двоечники школа формирует комплекс неполноценности у детейЧто самое главное в школе? Знания, скажете вы. Хотелось бы, но, к сожалению, это не так. Главное в школе — оценки. Они очень и очень влияют и на нас и на наших детей. Посмотрите на родителей на родительском собрании.

Вот сидят мамы и папы отличников, гордые своими чадами. А вот потупили глаза родители двоечников. Нам ведь тоже ставят в школе оценки. Учится ребёнок на «отлично» — молодцы, честь вам и хвала! А отстаёт в учёбе — не доглядели, не доработали, плохая вам отметка.

Я не люблю родительские собрания. Нет, мой сын не двоечник, мы «середнячки». Просто я не люблю, когда мне ставят оценки. К тому же оценки ставятся не всегда объективно. Есть дети, от природы наделённые способностями. С ними и заниматься-то особо не надо. А других Бог не наградил. Родители с ними сидят вечерами, вкладывают в них все силы. И редкая «четвёрка» куда дороже пяти «пятёрок» отличника.

А как же влияют оценки на детей? Во-первых, они теряют право на ошибку. Как это происходит? Ребёнок решил пример. Решил неправильно. Подумал, исправил. Но ведь ни один учитель не поставит за работу с исправлениями «пятёрку». Повезёт, если «четвёрка» будет. И дети боятся ошибаться! Согласитесь, куда проще списать чистенько у отличника, чем думать, пробовать, ошибаться самому. Всё равно плоды твоих усилий хорошей отметкой не увенчаются. Выражение «на ошибках учатся» к нашим школам не применимо. И в подсознании откладывается: «Ошибаться — плохо! Посмотрю, как делают другие, и сделаю так же». Знакомо? Конечно, знакомо. И ноги этого комплекса тоже растут из школы.

У отличников свои проблемы. Они привыкли делать всё и всегда на пять и любую неудачу рассматривают как провал. Оговорюсь, что далеко не все отличники страдают этим комплексом. В основном те, кто получает пятёрки ради одобрения родителей, учителей. Есть дети, которым знания просто даются легко и они от пятёрок внутренне не зависят. Двоечники привыкают к тому, что они всё равно ничего в жизни не достигнут, сделать с этим ничего нельзя и даже пытаться бесполезно. Как ни странно, больше всего повезло троечникам. Они чаще всего добиваются успеха в жизни и сами определяют свои интересы.

Так что же, наплевать на успеваемость и пусть деточка на тройки учится? Вовсе нет. Просто не надо ставить во главу угла оценки. Не стоит любой ценой добиваться отличных оценок и бесконечно ругать за плохие. Давайте всё же вспомним, что в школу ходят не за оценками, а за знаниями.

Комплексы в подростковом возрасте

Комплексы в подростковом возрасте школа формирует комплекс неполноценности у детейНу а уж возраст от 12 до 16 — время для комплексов самое благодатное! Подростку кажется, что все только и заняты тем, что рассматривают его со всех сторон и ищут недостатки, промахи, а уж внешность! Конечно, все только о ней и говорят! И ведь никто вокруг не понимает!

Отнеситесь к этому с пониманием. Вспомните, вы ведь в своё время тоже через это проходили. О подростковом возрасте написано масса статей и книг. Я же хочу остановиться только на одном моменте. Нужно помнить о том, что для подростка очень важно мнение сверстников.

Причём во всём: в одежде, в марке телефона, в манере общения. И пословица «По одёжке встречают, по уму провожают» тут, увы, не подходит. Время диктует свои законы. Чтобы ребёнок не стал белой вороной в коллективе, его надо одевать соответственно и набор необходимых «фишек» тоже должен быть.

И когда будете причитать на тему «а вот мы в ваши годы…», вспомните, как мама говорила вам те же слова и запрещала носить короткую юбку (которую вы тем не менее носили). Конечно, они другие. Так это и хорошо! Если хорошо повспоминать, мы тоже можем найти в себе комплексы, вынесенные из школы. Их намного больше, чем описано в этой статье. И всё же очень хочется верить, что мы сможем уберечь от них наших детей.

Наталья школа формирует комплекс неполноценности у детей

Наталья

Я очень рада, что Вы заглянули на мой сайт! Сайт «Женское мнение» посвящен ежедневным вопросам о семье, детях, друзьях, соседях, нашему общению с ними и, конечно, ценному опыту, который они нам дают. Надеюсь, что Вы станете частым гостем на сайте.
Наталья школа формирует комплекс неполноценности у детей

avtorsЕсли вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.


Комментариев пока нет

    • Привет Гость

      Подпишитесь на нашу рассылку

      Здоровье

      Минутка досуга

      Отдохнем!

      Интерьер вашего дома

      Интерьер вашего дома

      Хотите узнать, как расположить диван или плазменный телевизор? Здесь вы можете спроектировать в онлайн программе все что угодно, и затем сохранить данные на компьютер.

      А изменить язык на русский вы можете в верхнем меню справа - с language на русский.


      Или вы можете скачать бесплатные программы для создания дизайна интерьера дома, квартиры, комнаты.. Достаточно выбрать ту, которая больше вам подходит.

      pCon.planner (85 Мб)

      IKEA Home Planner (8 Мб)

      Sweet Home 3D (39 Мб)