Осень — это школьная пора. Однако не для всех учеников этот период является радостным и интересным. Некоторые мальчики и девочки каждое утро придумывают причины, чтобы остаться дома, ведь, переступив школьный порог, они, кроме плохих оценок и насмешек своих ровесников, ничего не получат.
Порой родители не могут понять, почему их ребёнок плохо учится, быстро устаёт, не успевает выполнять задания, предложенные учителем, и не находит общего языка с другими детьми.
Мамы и папы хотят знать, что происходит с их чадом, чем он отличается от других детей и почему такой неспособный?
Диагноз «ЗПР»
Обычно родители начинают отмечать, что их ребёнок как-то отличается от своих сверстников, именно тогда, когда приходит пора идти в школу. Малыш как будто «застревает» в кругу своих дошкольных игровых интересов. Он не становится самостоятельным, часто бывает слишком подвижным или, напротив, замкнутым. Ему трудно сосредоточиться на чём-то одном, он крайне несамостоятелен и беспокоен.
Ребёнок быстро устаёт от всякой интеллектуальной деятельности. Например, чтение для него не интересно, считать улетевших и прилетевших птичек даже на самых ярко иллюстрированных картинках для него скоро становится очень утомительно. Писать кружочки и палочки в тетрадке он, возможно, тоже не будет. Скорее всего в данном случае речь идёт о задержке психического развития (ЗПР), которая подразумевает под собой замедленный темп нормального психического развития ребёнка.
Обычно ЗПР идёт рука об руку с различными дефектами речи. Данный диагноз ставится только в дошкольном или младшем школьном возрасте. Если по истечении этого периода ребёнок «не выравнивается», т.е. не догоняет своих сверстников по общепринятым психологическим нормам, то тогда, к сожалению, ставится диагноз «конституциональный инфантилизм или умственная отсталость».
Причины заде́ржки психи́ческого разви́тия
Назвать причину, которая является главной в возникновении ЗПР, невозможно. Косвенными виновниками возможных отклонений в развитии ребёнка считают краснуху, которую мать перенесла во время беременности, эпидемический паротит или грипп. Если будущая мама курила, употребляла алкоголь или наркотические препараты, то её ребёнок также попадает в группу риска по этому заболеванию. Различные токсикозы (особенно второй половины беременности), травмы при родах, асфиксия (удушье) плода — всё это относится к тем факторам, которые могут быть причиной задержки в развитии.
Кроме этого, существуют и так называемые социальные факторы, о которых нельзя не упомянуть. Так, например, педагогическая запущенность ребёнка (особенно до трёх лет), безнадзорность, ограничение эмоционального контакта с ребёнком, роль которого в последующие годы заполнить практически невозможно, являются одной из важнейших причин возникновения ЗПР.
Как распознать ЗПР
Обычно дети с задержкой психического развития неусидчивы. Маленького непоседу очень трудно усадить за уроки. Про них часто говорят, что он сначала сделает, а только потом подумает.
На занятиях малыш не подчиняется требованиям дисциплины, может сидеть под партой, ходить по классу, разговаривать, совершенно не обращая внимания на замечания учителя. Работать вместе со всеми ему сложно, организовать свою учебную деятельность самостоятельно не умеет.
Ребёнок может дать тысячу обещаний взрослому, что он так больше не будет, но буквально через несколько минут тут же принимается за старое. С детским коллективом отношения складываются тоже непросто. Если это ребёнок с повышенным, так называемым эйфорическим, типом настроения, то он, как правило, драчлив, задирист, расторможен, без смущения говорит, что в школе ему неинтересно. Друзей у него нет, хотя сам он считает, что весь класс ему симпатизирует.
Дети с преобладанием пониженного настроения боязливы, тревожны, робки, у них присутствует множество страхов. Такие ученики дисциплину практически не нарушают, поэтому часто учитель просто «ведёт» его из класса в класс, ставя «трояки» там, где должна быть честно заработанная «двойка». Обычно дети с задержкой психического развития находят себе друзей среди тех, кто значительно младше их по возрасту, потому как сверстники стараются не принимать в свои игры ребёнка с «особенностями».
При обучении ребёнок с отставанием в психическом развитии плохо запоминает. Ему для этого нужно намного больше времени, чем сверстникам для воспроизведения новой информации (например, при заучивании стихов, при пересказе прочитанного и т.д.). Интеллектуальные операции (обобщение, анализ, синтез, абстрагирование, классификация) вызывают у детей с ЗПР значительные трудности.
Для их преодоления необходима помощь взрослого. Ученики с задержкой развития не способны долго сосредотачиваться на учебном материале, быстро отвлекаются, для таких деток не привлекателен момент преодоления трудностей. При выполнении учебной задачи они чаще всего не стремятся её решить, а заменяют её какой-нибудь игрой.
Правильные шаги
Заметив, что ваш ребёнок отстаёт в развитии от других детей, не сидите сложа руки, ожидая, что всё «само пройдёт». Не ленитесь и обязательно изучите возрастные нормы ребёнка. Вы должны знать, что должен уметь делать ребёнок в определённый период своей жизни с самого первого дня появления на свет. Обязательно обратитесь за консультацией к детскому психоневрологу.
Если вы уже побывали у врача и не согласны с тем, что выписал вам доктор, то в этом случае покажите ребёнка другому специалисту. Не пренебрегайте лекарственным лечением, на приёме не стесняйтесь спрашивать о действии и составе лекарственных препаратов. Часто за непонятным названием скрываются безобидные препараты, которые выполняют роль витаминов для функции мозга.
Постарайтесь найти людей, которые тоже столкнулись с подобными проблемами. Прививайте ребёнку навыки самообслуживания. Следите за соблюдением его режима дня. Покупайте специальную литературу, которая поможет вам развить внимание, мышление и память ребёнка.
Не забывайте о телесно-эмоциональном контакте с ребёнком, чаще разговаривайте, играйте, берите на руки своё чадо. Малыш с задержкой психического развития в тысячу раз больше нуждается в понимании, внимании и любви своих близких, чем его здоровые сверстники.
Если вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.
Комментариев пока нет