У вас появился ребёнок! На первых порах самая главная ваша задача — заботиться о том, чтобы малыш был сыт и здоров, чтобы ему было тепло, а пелёнки были чистые и сухие. Так, за повседневными заботами родители очень часто забывают о необходимости заниматься развитием мышления и речи малыша с первых месяцев жизни.
Между тем, учёные давно доказали, что чем раньше начать заниматься с ребёнком, тем быстрее он заговорит и тем легче ему будет в дальнейшем даваться обучение. Начните знакомить малыша с окружающим миром с первых дней жизни! А наши рекомендации помогут вам в этом.
С самого рождения ребёнок должен во время бодрствования как можно чаще слышать ваш голос. Разговаривайте с ним, пойте песни, рассказывайте детские стишки, потешки. Комментируйте все свои действия: «сейчас мы надеваем носочки, а сейчас надеваем кофточку…», «вымоем правую ручку, вымоем левую ручку…» и т.п. Конечно, младенец не поймёт смысла сказанного, но такие упражнения способствуют восприятию интонации, мелодики родного языка, развивают его речевой слух. Создаётся хорошая база для развития речи.
Часто дети без каких-либо отклонений в умственном развитии очень плохо говорят в 2—3 года просто потому, что у них неразговорчивые родители. Когда такие дети начинают посещать детский сад, их словарный запас возрастает и речь становится более внятной. Но, как правило, эти детки по речевому развитию ещё очень долго отстают от своих сверстников, «разговорившихся» дома.
Запомните несколько важных правил общения с маленьким ребёнком:
- Ни в коем случае не заменяйте живую речь телевизором или радио. До 1—1,5 лет теле- и радиопередачи (за исключением хорошей музыки) скорее вредят малышу, чем развивают его речь. Просмотр телепередач ещё и портит глазки, реклама (которую дети очень любят) влияет на психику малыша. Поэтому, как бы ни хотелось вам порадовать своё чадо мультиком, подождите, пока ребёнку не исполнится год, а лучше полтора.
- Не проявляйте слишком негативных эмоций. Разговаривать с младенцем нужно ласково и доброжелательно. Конечно, ребёнка не стоит совсем ограждать от негативных эмоций.
С 4—6 месяцев можно «не скрывать» от малыша, что вы грустите, сердитесь, расстроены. Примерно в этом же возрасте ребёнок должен хорошо усвоить слово «нельзя», сказанное очень серьёзно и строго. Внимание! Показывая ребёнку своё недовольство, не проявляйте злости. Будьте строгими, но не жестокими.
И помните, что в вашем общении должны значительно преобладать положительные эмоции. - Не «сюсюкайте». Пусть ваша речь будет ласковой, но обязательно правильной. Так малыш скорее научится произносить звуки, не путая их и не искажая. Я знаю семью, в которой 13-летний ребёнок имеет серьёзные отклонения в речевом развитии, отчасти связанные с тем, что на протяжении всего дошкольного периода с ним разговаривали примерно так: «Маенький Сасенька, пойдём бай-бай». Исключением могут быть интересные словечки, придуманные самим ребёнком. Так, мой сын, до двух лет называл спички — «дидюшки». Вы можете смело употреблять при общении с ребёнком такие слова, но не все, а только наиболее понравившиеся (максимум 3—5 слов). Остальные произносите правильно, даже если дитя говорит как-то по-своему.
- Не забывайте о тактильном общении. Для развития речи и мышления малыша не менее важны ласковые прикосновения мамы, поглаживания, массаж. С 3—5 месяцев (можно раньше) очень полезно массировать пальчики ребёнка, проговаривая потешки и прибаутки. Чем чаще малыш будет ощущать ваши ласковые руки, тем он будет более спокойным.
Если вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.
Комментариев пока нет