Здоровье ребенка

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей — СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей - СДВГ синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детейСиндром дефицита внимания с гиперактивностью – это достаточно распространенное поведенческое расстройство в детском возрасте, которое характеризуется комплексом симптомов: нарушениями внимания, гиперактивностью, импульсивностью.

По данным медицинской статистики, СДВГ встречается у 3-5% детей, ему чаще подвержены мальчики, чем девочки. Симптомы СДВГ приводят к нарушениям социальной адаптации. Эти нарушения могут проявить себя в различных ситуациях игры и общения, в обстановке дома и детского сада. При этом уровень развития интеллекта ребенка, как правило, соответствует норме.

Данное нарушение встречается в трех вариантах:

  1. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
  2. синдром дефицита внимания без гиперактивности;
  3. синдром гиперактивности без дефицита внимания.

Чаще всего встречается первый вариант заболевания, второй по распространенности – невнимательность без гиперактивности, который в наибольшей степени характерен для девочек и отличается тем, что ребенок в течение дня периодически «витает в облаках».

Симптомы СДВГ проявляются ярко с 3-4-х лет и до 7. Как правило, при своевременно начатой коррекционно-педагогической работе диагноз может быть снят в достаточно короткие сроки (специалисты в области дефектологии называют сроки от 1 до 2 лет).

Диагностические критерии, на которые родителям стоит обратить внимание таковы:

  • Ребенок не может сосредоточиться на деталях.
  • Допускает массу ошибок по невнимательности.
  • Не способен вслушиваться в обращенную речь.
  • Не способен доводить задания до конца.
  • Ребенок не обладает организаторскими способностями.
  • Отрицательно относится к заданиям, требующим умственного напряжения.
  • В процессе выполнения задания теряет необходимые предметы.
  • Постоянно отвлекается на посторонние раздражители.
  • 3абывчив.

Если хотя бы 6 из 9 предложенных признаков сохраняются в течение 6 месяцев, если в возрасте ребенок не умеет играть в спокойные игры: бросает одно занятие и начинает другое, не закончив которого, переходит к следующему, не может усидеть на месте, беспрестанно двигает руками, ногами, вскакивает со стула, много и быстро говорит -родителям стоит обратиться к специалистам для обследования.

Если же семилетний гиперактивный ребенок поступает в общеобразовательную школу, у него возникают проблемы в плане обучения и общения со сверстниками: предъявляемые ребенку новые правила и требования школы ставят его в тупик, а неумение общаться и «вести себя прилично» награждает такого шустрого ребенка ярлыком «трудного». Кроме того, проблемы могут начаться и по причине нарушений внимания, трудностей, связанных с усвоением новых знаний и поведенческих линий.

Диагностика СДВГ

Диагностика СДВГ проводится только специалистами, на основании различных методик дефектологи, психологи, неврологи и другие специалисты могут поставить диагноз.

Современные подходы к лечению СДВГ предполагают медикаментозное и немедикаментозное направления. Сторонники немедикаментозного направления уверены, что оптимальным является комплексная работа по устранению симптомов заболевания: массаж, лечебная физкультура и мануальная терапия позвоночника восстанавливают мозговое кровообращение, расслабляет напряженные мышцы, успокаивает.

Кроме того, педагоги предлагают семьям, воспитывающим такого особого ребенка комплекс мер по коррекции поведения.

Во-первых, ребенку с СДВГ необходима спокойная атмосфера в семье, понимание того, что родители его любят и принимают таким, какой он есть.

Во-вторых, медики и психологи должны помочь родителям разобраться в причине отклонений в поведении и обучении, научить ребенка и семью избегать конфликтных ситуаций.

В-третьих, в комплекс терапии обязательно должен включать в себя коррекционные занятия, направленные на формирование навыков социального взаимодействия (в семье, в группе сверстников). В этом же плане обязательно должна проводиться коррекция плана школьного обучения, когда педагог, учитывая личностные особенности ребенка, подает материал в особой форме, таким образом, достигая благожелательной атмосферы на уроке. Игровой метод обучения для таких детей практически всегда оказывается успешным, потому, что ведущей деятельность для детей 4-7 лет является игра, а значит, именно в игре ребенок может почувствовать себя успешным.

Нацеливаем ребенка на успех

Для ребенка с СДВГ очень важна ситуация успеха: ребенок чувствует, что очень часто он делает что-то неправильно, не так, постоянно сравнивает себя с другими детьми и видит, что не только он, но и его сравнивают с другими детками. Зачастую это сравнение не в его пользу, если такому ребенку постоянно в раздраженной манере говорить о том, что он «не такой», возникнет характерная реакция, которая может выразиться в неадекватных эмоциональных проявлениях, повышенной возбудимости или беспричинной обидчивости. Вот почему взрослым (родителям, воспитателям, учителям) важны, терпеливое отношение и поддержка, верная тактика наказаний и поощрений.

Итак, если ваш любимый малыш отличается гиперактивностью, следует в процессе воспитания и обучения руководствоваться некоторыми правилами:

  • Первое. Не ожидайте всего и сразу. Начинайте работу с тренировки одной познавательной функции, например, только внимания. Терпеливо относитесь к постоянным движениям ребенка: одергивая, делая замечания, вы просто переключите внимание с процесса обучения на процесс контроля поведения.
  • Второе. Начинать работу по коррекции поведения можно только в игровой форме и только после формирования познавательных функций (внимания, мышления, памяти).
  • Третье. В процессе игровой деятельности, обучения старайтесь избегать переутомления. С этой целью переключайте ребенка с одной деятельности на другую, но не часто. Хорошо соблюдать режим дня, наладить спокойный сон и доброжелательную обстановку в доме.
  • Четвертое. Взрослым стоит четко продумать запреты и ограничения. Родители в своих требованиях должны быть последовательны: если что-то запретили однажды и уверены, что это нужно запретить, в похожей ситуации следует так же стоять на своем. Кроме того, взрослым следует помнить о том, что гиперактивный ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя.
  • Пятое. Начинать коррекционную работу необходимо индивидуально. Необходимость такой последовательности объясняется тем, что ребенок с СДВГ не может сосредоточиться на взрослом, если рядом есть ровесник, кроме того, в силу эмоциональных особенностей такой шустрик может спровоцировать конфликт.
  • Шестое. Игровая деятельность, направленная на коррекцию, должна включать в себя не только задания, направленные на формирование социальных навыков, но и на развитие внимания, на релаксацию, на формирование эмоционально-волевой сферы.

Только так: в атмосфере добра, в совместной работе педагогов, родителей, докторов эффект может быть достигнут раньше и в максимальной степени. Удачи вам, дорогие родители, в нелегком деле воспитания вашего особого любимого ребенка!

avtorsЕсли вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.


Комментариев пока нет

    • Привет Гость
      Здоровье

      Минутка досуга

      Отдохнем!

      Интерьер вашего дома

      Интерьер вашего дома

      Хотите узнать, как расположить диван или плазменный телевизор? Здесь вы можете спроектировать в онлайн программе все что угодно, и затем сохранить данные на компьютер.

      А изменить язык на русский вы можете в верхнем меню справа - с language на русский.


      Или вы можете скачать бесплатные программы для создания дизайна интерьера дома, квартиры, комнаты.. Достаточно выбрать ту, которая больше вам подходит.

      pCon.planner (85 Мб)

      IKEA Home Planner (8 Мб)

      Sweet Home 3D (39 Мб)

      Сайт для детей и их родителейКопирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник