Уважаемые родители, тема, которая здесь поднимается, очень глубокая и разносторонняя! Хочется остановиться на основных её моментах.
В первую очередь, давайте спросим себя: «Мой ребёнок социально благополучен? Успешен ли он в отношениях со сверстниками и с окружающими взрослыми? Легко ли мой ребенок вступает в контакт с другими людьми? Чувствует ли он себя принятым в коллективе сверстников?» Каковы Ваши ответы на поставленные вопросы?
Большинство родителей ответят для себя, что их ребенок время от времени испытывает трудности в налаживании отношений с окружающими людьми. И это вполне согласуется с процессом становления личности ребенка. Ребенок познает мир! Он только еще усваивает смысл человеческих отношений, знакомится с многообразием общественных связей. На пути этого познания верным помощником для ребенка является близкий взрослый, т. е. родитель.
Что же нужно делать родителю, чтобы помочь ребенку быть социально успешным.
Рождаясь, ребенок попадает в определенное культурно–историческое пространство, в котором существуют не только внешние материальные предметы, но и идеальные формы, отражающие специфику данного общества (представления, идеи, ценности и т. д.). Конкретное общество предъявляет ребенку определенный набор норм морали и правил поведения, приемлемых в данной культурной среде.
Только взрослый является носителем человеческой культуры для маленького ребенка, и только он может передать ее. Ребенок присваивает образцы, правила и способы человеческих отношений. Только таким путем они становятся его собственными.
Образ поведения может быть задан в форме общественного правила или игровой роли или поведения конкретного человека (в первую очередь родителя). Таким образом, заезженная фраза «Родитель – образец для подражания ребенком!» имеет под собой глубокий смысл.
Стать человеком ребенок может только вместе со взрослим, в процессе совместной жизнедеятельности с ним. Взрослые фактически непрерывно направляют внимание ребенка на новые предметы, явления, события, правила поведения, способы действий, человеческие ценности. Благодаря взрослым всё это начинает существовать для ребенка, приобретает субъективную значимость, а потом становится его внутренним достоянием. Такая передача человеческой культуры от взрослых детям происходит в особом процессе воспитания и обучения.
Но это совсем не означает, что ребенка можно учить чему угодно и когда угодно, не считаясь с его возрастом и его интересами. У него всегда есть свои желания, интересы, своё отношение к окружающему, которые находят отражение в его деятельности.
Становление личности ребенка происходит в процесс его общения и совместной со взрослым деятельности.
Общение со взрослым на протяжении детского возраста развивается и принимает разные формы, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении. Интересно, что если потребность удовлетворяется, то ребенок получает положительный опыт общения, у него формируются позитивные личностные качества, уверенность в собственных силах и активность в установлении отношений с окружающими людьми. Если же основное, базисное содержание потребности в общении данного возраста не удовлетворяется, то у ребенка может появиться масса эмоционально-поведенческих трудностей, например, агрессивность, вспыльчивость, обидчивость, капризность, тревожность, застенчивость, боязнь вступить в контакт с другим человеком и попросить помощи, низкая самооценка, и т. п.
Как же меняется содержание потребности в общении у ребенка на протяжении детства. Основной потребностью в общении для ребенка в возрасте от 2-6 мес. Возникает потребность во внимании, доброжелательности взрослого, в чувстве безопасности, которым наделяют малыша родители.
На протяжении раннего возраста ребенок испытывает очень сильную потребность в сотрудничестве со взрослым. И это неудивительно, ведь в этот период идет активное освоение окружающего пространства, мира предметов и способа действия с ними.
С 3-х до 5-ти лет основной потребностью для ребенка служит потребность в признании его достижений и в уважении его личности.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) характеризуется потребностью в сопереживании и взаимопонимании взрослого и ребенка. Именно в этот период начинают устанавливаться осознанные доверительные отношения между детьми и родителями, которые дают ребенку силы самостоятельно преодолевать возникающие на пути взросления трудности. Умение преодолевать трудности, приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей действительности – одно из основных приобретений ребенка на выходе из дошкольного детства – умение адаптироваться к жизненным ситуациям, т. е. умение адаптироваться в обществе.
Своевременное удовлетворение потребности в общении ребенка- залог его социального благополучия!
Если вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.
Комментариев пока нет