Методы лечения

Арт-терапия — путь к самоисцелению

Арт-терапия — путь к самоисцелению

Современ­ное общество это общество высоких технологий и виртуаль­ных компьютер­ных систем. Новая реальность все более становит­ся искусственной, а человек все более становит­ся функцией этой реальности.

Пребывая во власти культур­ных и социаль­ных ограничений, он часто вынужден скрывать свои чувства и эмоции от окружающих, чтобы не показать­ся некорректным и неприемлемым в социуме. Психическая жизнь смещает­ся все более в сторону умствования, лишаясь эмоционально-чувствен­ных основ. Становясь «сухим и жестким» человек затрудняет­ся выразить в словах свои чувства, подавляет их, что приводит, в конце концов, к депрессии, психосоматическим расстройствам, аддиктив­ному поведению.

Таким образом, сосредоточившись на социаль­ных и экономических успехах, личность теряет с­вое физическое и духов­ное здоровье, радость бытия и познания. Не случай­но в лексику современ­ного челове­ка проч­но вошли такие выражения, как «синд­ром менеджера», «синд­ром эмоциональ­ного выгорания», определяющие состоя­ния физического утомления, эмоциональ­ного и умствен­ного истощения, которое возникает в результа­те хронического стресса. Проблема психического и соматического здоровья управленческих кадров становит­ся актуаль­ной в настоящее время.

В услови­ях массовой технологизации и компьютеризации, возникает потребность в наиболее лег­ко адаптируемых и гуман­ных направлениях, способствую­щих гармонизации, саморегуляции и самоисцелению личности. Одним из таких направле­ний являет­ся арт-терапия. В узком смысле — арт-терапия — это терапия искусством и изобразитель­ной деятельностью (рисование, лепка, коллаж), с применением различ­ных материалов (пастель, уголь, краски, восковые мелки, песок, ткань, фольга, бумага, глина, пластилин, специаль­ное тесто, камни, ракови­ны и т.д.). В широком смысле — арт-терапия — это терапия творческим самовыражением, которая включает в себя методы телесно-ориентирован­ной терапии, музыкаль­ной терапии, фототерапии, драматерапии,сказкотерапии, танцевально-двигатель­ной терапии, песоч­ной терапии и др., предполагающие различ­ные виды творческой экспрессии, связан­ные с выражением мыслей, чувств, потребностей лич­ности в процессе его работы над созданием образов и с различ­ными изобразитель­ными материалами.

Каждый человек по-раз­ному реагирует на стресс-факторы, в основе реакций на них лежат адаптив­ные возмож­ности нашей психики. Поэтому изменить с­вое психическое состоя­ние мож­но как самостоятельно, так и посредством занятий с арт-психологом.

В первом случае бывает достаточ­но посеще­ния художествен­ной выставки, театраль­ного спектакля, концерта, чте­ния произведе­ния любимого автора и т.д. Хорошее произведе­ние может вызвать у челове­ка гамму самых неожидан­ных пережива­ний — смех, слезы, восторг, удивление. Еще И.В. Гё­те говорил, что «человек не познает и не наслаждается, не создавая», т.е. и понима­ние и наслажде­ние есть процесс творчества. Л.Н. Толстой, отмечая суггестивный характер художествен­ного творчества, описывал особен­ности воздействия музыки: «Она (музыка) сразу непосредствен­но перенос­ит меня в то душев­ное состояние, в кото­ром находил­ся тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душой и вмес­те с ним переношусь из од­ного состоя­ния в другое».

Занятия с арт-психологом также становят­ся своего рода мостиком между внутренним ми­ром челове­ка и действительностью. Так, например, применяя метод «мандала» (с санскрита «круг») психолог предлагает, начав с центра круга заполнить изображением все его внутреннее пространство. Каждая мандала будет отражать психическое состоя­ние автора (проблемы, аффекты, тревоги, физическое состояние) в данный момент времени, позвол­ит вести как внешний, так и внутрен­ний диалог, а также поможет достижению состоя­ния глубокой концентрации, позволяющей использовать мандалу в качестве инструмента медитации. Символическое значе­ние цвета и образа используемого в мандале позволяет лучше познать особен­ности лич­ности автора.

Образы и символы в арт-терапии ускоря­ют и облегча­ют вербализацию переживаний, способству­ют снижению уровня психологических защит­ных механизмов. В ходе изобразитель­ного творчества, по мнению виднейшего психоаналити­ка К.Г. Юнга, происход­ит контакт с бессознательным, активизирующим компенсатор­ные процессы личности, где символообразова­ние являет­ся универсальным способом психической экспрессии. По утверждению пионера арт-терапии И.Чампернона, «наш внутрен­ний мир наполнен визуальными, ауральными, и телес­ными образами, являющими­ся наиболее подходящими вместилищами... чувств и представлений... эти образы являют­ся средством коммуникации между бессознательным и сознанием».

В процессе творчества происход­ит отреагирова­ние в безопас­ной форме различ­ных инстинктив­ных импульсов (сексуальных, агрессивных), эмоциональ­ных состоя­ний (страха, гнева, подавленности, депрессии и др.), снимает­ся психическое напряже­ние и снижает­ся вероятность нежелатель­ных проявле­ний дан­ных пережива­ний в социаль­ной среде. Видный представитель психодинамического направле­ния Э.Крис отмечает, что в арт-терапии «бессознатель­ные процессы с их разрушитель­ными эффектами преобразуют­ся в высокоэффективный инструмент созда­ния новых связей и форм, прогрессив­ных концепций и образов. Созна­ние и бессознатель­ное не толь­ко взаимосвязаны, но мож­но говорить о том, что мышле­ние полностью растворяет­ся в первич­ных психических процессах».

Известно, что арт-терапия способствует развитию правого полушария мозга. Исследования, проведен­ные в лаборатории Э.А.Костандова (Институт общей и судеб­ной психиатрии) обнаружили, что любая информация — и слова и образы — чуть быстрее воспринимают­ся и комплекс­но оценивают­ся правым полушарием. При некоторых психических заболеваниях, таких как шизофрения, нарушена опережающая роль правого полушария в восприятии информации. Известный ученый в области исследова­ния бессознатель­ного В.С.Ротенберг предположил, что «имен­но в правом полушарии формирует­ся образ «Я» — целост­ное образ­ное представле­ние челове­ка о самом себе». Таким образом, развитие правого полушария влечет за собой повыше­ние адаптив­ных возможностей лич­ности и нахождению новых позитив­ных способов коммуникации и моделей поведения.

Исцеляющие эффекты арт-терапии, известная английская арт-терапевт Д.Шаверьен, объясняет символическим мышлением, с помощью которого обеспечивает­ся связь внутренней и внешней реальности. Художественный образ становит­ся «средством воплоще­ния аффектов» и приобретает определенную силу влия­ния на личность, способствуя совершению с образом «определен­ных значимых манипуляций», в которых проявляют­ся особен­ности магического мышления.

Как правило, арт-терапия связана с визуаль­ными образами, одна­ко в ней все чаще используют­ся и другие формы творческой экспрессии, связан­ные с движением, танцем, музыкой и другими формами. Так одним из средств воздействия на личность в арт-терапии являет­ся музыка. Еще в древних цивилизаци­ях — Китае и Индии, Егип­те и Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для поддерж­ки души и лече­ния человека. В древ­ности считали, что все орга­ны облада­ют характер­ными частотами вибрации и правиль­но выбран­ные частоты внешнего воздействия помога­ют восстановить организм. Музы­ка привод­ит в действие природ­ные силы исцеле­ния и чем точнее подобрана мелодия, тем эффективнее ее воздействие на организм.

Звуковые образы стимулиру­ют глубин­ное восприятие и в этот момент слушатель и исполнитель пережива­ют подлин­ное очищение, назван­ное Аристотелем «катарсис». По словам Я. Морено, «в силу своей универсаль­ности и первоздан­ности катарсис оказывает воздействие на все формы выраже­ния — психические, соматические, сознатель­ные и бессознательные». В зарубеж­ных психологических школах (США, Швеция, Германия) давно и успеш­но применяет­ся музыкальная терапия для лече­ния и коррекции не толь­ко психологических, но и соматических заболеваний. В частности, исходя из тезиса психофизического единства человека, осуществляет­ся комплекс­ное воздействие, учитывающее физиологические, эмоциональные, коммуникатив­ные и органические регулятив­ные аспекты.

Анализируя дан­ные различ­ных зарубеж­ных школ, мы можем сделать вывод об эффектив­ности и возмож­ности использова­ния музы­ки в цел­ях развития творческого воображения, коммуникатив­ных умений, эмоциональ­ной сферы, эстетических потребностей, гармонизации личности. Воздействуя на подсозна­ние и на созна­ние человека, звук играет роль посредни­ка между внешним ми­ром и внутренней реальностью человека. Кроме того, зву­ки являют­ся возбудителями, побуждающими или стимулирующими внутреннюю фантазию, и это конструирова­ние совсем и­ных образов принадлежа­щих внутреннему миру человека. Образы, рожден­ные фантазией, могут быть источником радости и жизни, а могут быть и результатом душев­ного расстройства.

Известно, что музы­ка и ритм оказывая «трансовое» действие, ограничивающее логичес­ки функционирующее «умное» ле­вое полушарие и дающее волю правому, формирует в зависимости от характера музы­ки определен­ное состояние. Медитативная музы­ка несет в себе ниж­ние частоты оптималь­ного диапазона вибраций, поэтому и нос­ит она успокаивающий характер, восстанавливает прежде нарушен­ные связи в централь­ной нерв­ной системе и излечивают­ся при этом, как подтвержда­ют наблюдения, многие органические заболевания. Следует считать, что правиль­но подобранная мелодия может быть использована с лечеб­ной целью.

Соглас­но холистическому подходу личность — это функциональ­ное еди­ное целое, где взаимодействие тела и психи­ки неразрыв­но связано, а измене­ния в од­ной области сопровождают­ся изменениями в другой. Те­ло — это информационный канал, позволяющий м­ного рассказать о проблемах человеческой лич­ности посредством мимики, телодвижений, жестов, мышеч­ных зажимов. Одновремен­но это и канал воздействия на личность, особен­но в ситуации вербаль­ных блокировок и защит.

Еще в Древ­нем Егип­те считалось, что человек подобен космосу, а человеческое те­ло — храму, позволяющему проникнуть в тай­ны мироздания. При этом здоровье считалось признаком высокого духов­ного уровня, а те­ло прославлялось как Храм Знания. И не толь­ко в Егип­те — так, например, храмовые скульптуры Индии подчеркива­ют мягкость, округлость, гибкость и гармонию тела — место соедине­ния материи и духа. Мож­но привести множество примеров подтвержде­ния подоб­ных взглядов.

Присущее же запад­ной цивилизации разделе­ние тела и созна­ния ведут к разрушению гармонии и часто неадекватным политическим и социальным методам управления. Соглас­но основоположникам телесно-ориентирован­ной терапии (В.Райх, А.Лоуэн, Ф.Александер) в основе их методов леж­ит осозна­ние негатив­ного состояния, накопившего­ся в теле и превратившего­ся в зажимы и ригид­ные движения. Когда происход­ит осозна­ние через движение, человек заменяет старые способы и жесткие стереотипы новыми, естествен­ными и свободными, что, в свою очередь, ведет к изменению и оздоровлению психики.

Посредством телес­ной психотерапии конфликты, не выражен­ные в вербаль­ной форме, могут быть эффектив­но разреше­ны в процессе аффектив­ного проживания. «Телесная экспрессия есть соматическое проявле­ние типич­ной эмоциональ­ной экспрессии», — утверждает А.Лоуэн и как позитив­ные результаты терапии рассматривает следующие показатели: увеличе­ние уровня вибраций тела, углубле­ние дыхания, обостре­ние сознания, многообразие способов самовыражения. Таким образом, телесная терапия направлена на расшире­ние самосозна­ния и развитие возможностей человека.

Среди направле­ний многофактор­ного влия­ния арт-терапии выделя­ют не толь­ко вышеуказан­ные проявле­ния и эмоционально-личност­ные аспекты психики, но и развитие эстетических и нравствен­ных потребностей, коммуникатив­ных функций и способностей, что, несомненно, влияет на адаптацию лич­ности в целом. Являясь преимуществен­но техниками визуаль­ной творческой экспрессии арт- и телесно-ориентирован­ные технологии предполага­ют моделирова­ние реаль­ных жизнен­ных процессов, получе­ние опыта психологических изменений, а также освое­ние новых ролей и моделей поведения.

При этом в творческом процессе используют­ся разнообраз­ные способы коммуникаций — проективно-символические: рисунок, скульптура, коллаж и др.; сенсомоторные: движения, танец, голос; драматически-ролевые: имитация поведе­ний персонажей; вербальные: сообще­ние информации и обратная связь. Таким образом, искусство, являясь универсальным языком выраже­ния чувств, эмоций челове­ка стирает языковые барьеры, предлагая альтернативу. Осваивая произведе­ния искусства, человек лучше понимает, что чувствует автор, создавая произведение, сопереживает ему, и на этой основе, воспринимает произведение, переживая, и, наслаждаясь творчески, перерабатывает их в но­вое психическое качество. Обладая высоким катарсическим эффектом, искусство, как своеобразная исповедь, в которой человек свобод­но излагает свои чувства, способствует освобождению от психических напряжений.

арт-терапия как метод коррекции и лече­ния посредством художествен­ного творчества, привлекает в послед­ние десятилетия все большее внима­ние во всем мире. С развитием этого направле­ния связа­ны надежды на созда­ние гуман­ной методологии, в которой были бы учте­ны и использова­ны достиже­ния науч­ной мысли и искусства, интеллект, ум и чувства человека, его потребность и стремле­ние к действию, как на телесном уровне, так и духовном.

Возросший во всем мире интерес к арттехнологиям отражает потребность современников в более гуман­ных методах воздействия, обращен­ных к глубинным самоисцеляющим возможностям человеческой психики.

Арт-терапия — путь к самоисцелению

avtorsЕсли вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.


Комментариев пока нет

    • Привет Гость
      Здоровье

      Минутка досуга

      Отдохнем!

      Интерьер вашего дома

      Интерьер вашего дома

      Хотите узнать, как расположить диван или плазменный телевизор? Здесь вы можете спроектировать в онлайн программе все что угодно, и затем сохранить данные на компьютер.

      А изменить язык на русский вы можете в верхнем меню справа - с language на русский.


      Или вы можете скачать бесплатные программы для создания дизайна интерьера дома, квартиры, комнаты.. Достаточно выбрать ту, которая больше вам подходит.

      pCon.planner (85 Мб)

      IKEA Home Planner (8 Мб)

      Sweet Home 3D (39 Мб)

      Свежие комментарии

      Сайт для детей и их родителейКопирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник