И не то, чтобы я решила уклоняться от родительских обязанностей и пустить дело на самотёк. Просто мне изначально не нравится слово «воспитание». И большинство производных: воспитанный, невоспитанный, ПЕРЕвоспитанный.
Хочется продолжить ряд словами типа «недовоспитанный», «повоспитывать» и т.д. Наверное, это издержки филологического образования. В этой статье предлагаю расставить точки над "i": что же такое воспитание? Кого тут надо воспитывать? Как это делать?
В финале предлагаю немного попрактиковаться. Причём не на детях. И даже не на кроликах. А на себе любимых))
Что такое воспитание?
- произвольно направляемое взросление ребёнка (Философская энциклопедия)
- целенаправленное формирование личности (Википедия)
- относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека (Педагогический словарь)
- систематическое формирование личности (БСЭ)
- воздействие на сознание и поведение человека (Определение основных терминов дидактики)
Список можно продолжить. И всё вроде бы красиво и правильно. Однако лично мне не нравится однобокость воздействия. Становится просто жалко ребёнка, которого постоянно направляют, взращивают, формируют и оказывают воздействие. Больше похоже на команды, приказы. Иначе говоря, воздействие. Но для того, чтобы ребёнок вырос счастливым и успешным человеком, должно быть ВЗАИМОдействие.
Воспитание наоборот
Ничего нового я сейчас не открыла. Однако так ли часто мы взаимодействуем с ребёнком, интересуемся его чувствами, мотивами, аргументами. Или всё чаще нам не хватает на это времени и терпения.
Гораздо проще воздействовать, воспитывать с позиции мудрого взрослого наставника. Но так ли уверены мы в собственной мудрости?
Лично я порой теряюсь. Понимаю, что говорю совсем не то и не так. И порой приходиться даже извиняться перед собственным ребёнком, которому всего-то два года от роду. Так кто кого воспитывает?
За основу, за отправную точку хочется взять довольно избитое в сети высказывание (цитата неточная): «Если хочешь воспитать ребёнка, начни с себя!».
Многие родители (и не только) размещали эту фразу в социальных сетях, ставили «класс», «мне нравится», «рассказать друзьям». Но стала ли она руководством к действию? Начни с себя – воздействуй на себя, формируй себя, взращивай. Вот такой перевёртыш. Слабо?
А ведь это очень важный шаг к взаимодействию. Есть овсянку всей семьёй наперегонки, дружно делать зарядку, больше гулять и меньше смотреть телевизор, читать книжки, вежливо и уважительно общаться. Так и хочется ещё раз ехидно спросить – слабо?
Можно и без овсянки, и даже без зарядки. Важен смысл: взрослые сами всегда делают то, что предлагают делать ребёнку. Делают не наигранно, а естественно, привычно. И тогда не приходится задумываться о воспитании, оно превращается в естественный, двусторонний процесс, который называется гармоничное взаимодействие. Вот вроде бы прописные истины. Но у кого всё обстоит так гармонично?
Практика:
Перечислите на бумаге все качества и навыки, которые вы хотели бы видеть в своём ребёнке. После этого подойдите к зеркалу и, честно глядя себе в глаза, признайтесь: какими из перечисленных качеств и навыков обладаете сами. В большинстве случаев, сразу найдётся, над чем поработать. У нас в семье, например, явные проблемы с терпением.))
Кстати, если надумаете попрактиковаться по полной программе, настоятельно рекомендую чаще проводить общесемейные праздники. Не обязательно приглашать кучу гостей, можно ограничиться и семейным составом.
Почувствуйте, как весело и интересно просто что-то делать вместе, как загораются глаза ребёнка, как меняются к лучшему ваши взаимоотношения. Можно, например, взять и устроить День любви! Или придумать что-то своё. Незабываемый день вам гарантирован!
Если вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.
Комментариев пока нет