Почему уже в первые недели школьной жизни у некоторых детей возникают трудности? Почему одни первоклашки с удовольствием бегут в школу и хорошо учатся, а другие невнимательны, постоянно теряют вещи, ссорятся с одноклассниками, а то и вовсе говорят: «Не хочу в школу!»
В чём причина школьных проблем, которых в первом классе, казалось бы, быть не должно? Попробуем разобраться…
Самооценка
Адекватная самооценка у ребёнка — важнейшее условие быстрого привыкания к школьной жизни. Перегибы тут весьма опасны. Вот в школу пришёл ребёнок с завышенной самооценкой. Всю жизнь он привык быть в центре внимания и получать похвалы от взрослых. Он уверен, что он всех лучше, всех главнее в классе. Но… уже в первые дни он видит, что учительница не спешит спрашивать только его, смотрит на него не чаще чем на других ребят. По пути в столовую он присел завязать шнурок, а никто его не подождал. Выкрикнул с места, но получил замечание. Так ребёнок оказывается в ситуации личностного кризиса, начинаются истерики, капризы.
И наоборот, в школу пришёл ученик с низкой самооценкой, не уверенный в себе, которого часто ругали в семье, а его достижения попросту не замечали. Он боится поднять руку, даже если знает правильный ответ, боится подходить и знакомиться с детьми, молчит, даже если учительница предоставляет ему слово.
Конечно, такие трудности легче предупредить. Похвала должна быть заслужена, соответствовать тому, чего ребёнок достиг. Оценивайте поступок, а не личность ребёнка. Не спешите говорить: «Ты ленивый, глупый». Лучше сказать: «Ты мало старался, не разобрался до конца». Стеснительных, не уверенных в себе детей хвалите «авансом» — за будущие успехи: «Я верю, что у тебя получится, ты сможешь!»
СДВГ
Такой первоклашка ни минуты не может усидеть на месте, суетится, отвлекается, то чиркает в тетради, то запускает «самолётики», то пинает соседа. Учительница вынуждена останавливать урок, одноклассники на него «шикают».
Такие дети импульсивны, им трудно спланировать свои действия. Следовательно, возникает неприятие к школе: «Я не такой, как все. Мне трудно».
Таким детям требуется особое внимание. Задача родителей — не втиснуть ребёнка в рамки, а грамотно и осознанно выстраивать воспитание. Забудьте фразы «так положено», «в школе так делать не принято» и т.д. Ребёнок ещё не поймёт таких нравоучений. Объясняйте свои требования как можно доходчивей: «Я хочу, чтобы твои тетради лежали в папке, а не кое-как, потому что они мнутся и портятся», «Было бы здорово, если бы завтра за диктант ты получил четыре, поэтому давай повторим правила».
Не пугайте ребёнка неприятностями, которые могут начаться в далёком будущем: «Нормальный человек должен хорошо учиться», «Не будешь учиться, пойдёшь работать дворником» и т.д. Этим вы только закрепляете установки в его сознании: «Я тупой», «Из меня ничего не выйдет». Дайте ребёнку возможность почувствовать себя хоть в чём-то лучшим. Дети с СДВГ любят общественные мероприятия вроде сбора макулатуры. Попросите учительницу давать шустрому ученику различные поручения — сбегать куда-то, позвать кого-то.
Встречайте неудачи с юмором, найдите силы пошутить: «Надо же за один день получить две двойки да ещё замечание в дневник! И что мы теперь со всем этим будем делать?» Не высмеивайте школьника, но и не реагируйте на его неудачи ледяным молчанием.
Проговаривайте задачи и действия, чтобы у ребёнка в голове складывался алгоритм работы: «Завтра нужно сдавать отзыв о сказке. Тянуть дальше нельзя. Если ты хочешь посмотреть мультфильм вечером, то садиться за отзыв нужно прямо сейчас. Иначе придётся делать это ночью».
Он такой слабенький
Астеничных детей видно сразу — бледные и болезненные, кажется, они уже с утра усталые. За партой сидят, сгорбившись, подперев голову рукой. Не самостоятельны, скучают по маме.
Нередко такие ученики неуклюжи — постоянно роняют или теряют вещи, у них запутываются шнурки, ломаются молнии на куртке. Астеничные дети ранимы, впечатлительны, очень трудно сходятся с одноклассниками, сторонятся шумных игр и предпочитают переменки проводить в классе.
На неприятности дети реагируют болезненно, у некоторых появляются тики, заикания, фобии. Также астеничные дети часто жалуются на головные боли, усталость, расстройство желудка, отсутствие аппетита и сна. Ни в коем случае нельзя оставлять жалобы ребёнка без внимания. Организуйте оптимальный режим, чтобы ученик не переутомлялся: необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Введите в рацион ребёнка овощи, фрукты, ягоды, травяные чаи, отвар шиповника.
Под маской астении могут прятаться другие заболевания, в частности депрессия, которая протекает у детей без характерных симптомов. Во время депрессии ребёнок тоже становится вялым, капризным, невнимательным, устаёт от малейшей нагрузки. Если меры по борьбе с астенией в течение двух-трёх месяцев не дают результатов, стоит обязательно проконсультироваться у детского психоневролога.
Человек рассеянный
Первоклассник умный и общительный, но несобранный, неорганизованный. Частенько витает в облаках, забывает дома вещи, не все дела доводит до конца, начинает и бросает. Не умеет сосредоточиться, невнимателен.
Учите ребёнка планировать свои действия. «Расскажи, как ты будешь это делать?» Пусть проговорит все этапы работы. Например, надо нарисовать рисунок. Что для этого надо сделать? Найти альбом, краски, кисти, принести воды в баночке, сделать набросок карандашом, а потом раскрасить. После работы вымыть кисти и руки, просушить рисунок и убрать альбом в портфель.
В ходе выполнения задания напоминайте ребёнку: всё ли он правильно делает, на «завис» ли на одном этапе, довёл ли дело до конца? Заостряйте внимание на хороших результатах. Собрал паззл, сделал аппликацию — повесьте на стену, покажите гостям. Только не работайте сразу над всеми сторонами жизни ребёнка, иначе он растеряется и ещё больше запутается. Научился собирать портфель? Отлично! Теперь учимся не опаздывать и т.д.
Задержался в детстве
Ребёнок ещё не научился произвольно управлять своим поведением. Он беспечен, наивен, не вписывается в рамки школьного поведения. На уроках такой первоклассник может играть в машинки, забыв о задании учителя. Выкрикивает с места, задаёт вопросы, не имеющие отношения к учебному материалу, отстаёт от общего темпа и быстро теряет интерес к учёбе, отвлекается на разговоры и игры.
Это — проявления инфантилизма. Для таких детей общение важнее, чем обучение, поэтому они стараются всячески отвлечь всеобщее внимание на себя.
В этом случае родителям и педагогам следует быть терпимее к трудному ученику. При правильном воспитании и обучении инфантильные ученики быстро учатся контролировать себя и включаются в учебный процесс.
Если вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.
Комментариев пока нет