Именно в 13 лет подростки больше напоминают картину резких контрастов: чёрный и белый становятся их любимыми цветами в описании и восприятии мира. К тому же именно в этом возрасте некоторые из них переживают кризис, о котором подробнее можно почитать здесь Психология подростка 13 лет кризис.
Конечно, это не однородная масса, которая целиком и полностью будет соответствовать тем характеристикам, которые даются ниже. Развитие разных детей происходит по индивидуальному, запланированному природой именно для них, плану. И очень многое зависит от того, какие взаимоотношения с родителями и сверстниками у них уже сложились на данный момент. Поэтому, точнее будет сказать, что данные характеристики присущи подросткам 1-го-2-го года переходного возраста (условно 12-13 лет).
Физические особенности:
- девочки выглядят старше мальчиков, физически они более развиты и выше ростом; именно в этом возрасте у них замедляется формирование мышц, а вот рост костного скелета наоборот, становится более интенсивным;
- у девочек может наблюдаться повышенная эмоциональность, которая сопровождается истериками на пустом месте (рекомендуется ежевечерний тёплый душ и на стакан воды 10-15 капель валерианы для успокоения нервной системы)
- мальчики отстают от девочек в развитии примерно на 2 года;
- и у тех, и у других появляются признаки полового созревания;
- подростки в этот период очень мнительны, они думают, что все обращают внимание на них, замечая любые изменения в их внешности или физиологии;
- практически у всех повышается аппетит.
Эмоциональные особенности:
- из-за изменений в развитии подростки достаточно сильно переживают, воспринимая их негативно;
- в 13 лет подростки очень вспыльчивы;
- неуверенность в себе на максимуме, но они ищут способы её преодолевать;
- очень ценят чувство юмора в других, и с удовольствием учатся развивать его в себе (родителям рекомендуется реагировать на их шутки положительно, даже если они не слишком удачны);
- именно в этом возрасте подростки обладают стремлением проявлять энтузиазм, что, на мой взгляд, нужно только поддерживать.
- их интересуют очень многие вопросы и ответы, которые они обсуждают с родителями только если доверяют им.
Социальные особенности:
- всё ещё зависимы от родителей, но уже стремятся к независимости;
- ценят настоящую дружбу превыше всего;
- часто собираются в группы сверстников, любят знакомиться с представителями своего пола, в узком кругу которых чувствуют себя наиболее свободно;
- по отношению к другим людям проявляют критичность и требовательность (сами при этом своим же требованиям могут не соответствовать);
- девочки раньше мальчиков начинают интересоваться противоположным полом (мальчики тоже, но не так активно);
- подростки влюбляются в кино-, рок-, поп-звёзд, создают кумиров для себя (не следует иронизировать по этому поводу, чувства действительно могут быть очень пылкими);
- ведут себя как подобающим, так и неподобающим образом, находясь в поиске приемлемой для себя формы поведения.
Интеллектуальное развитие:
- им ближе воззрения идеалистов;
- не разделяют общепринятое мнение, особенно если эти убеждения высказывают все вокруг (они примут кардинально отличающуюся ото всего точку зрения, просто потому что она оригинальна, а не потому что она верна – это для них вторично);
- если кто-то, даже родитель, высказывает своё мнение, то они потребуют доказательств и фактов, иначе просто отвергнут его без сожалений;
- интенсивно проявляется способность мыслить логически;
- логическое мышление развивается одновременно с абстрактным, поэтому взрослые видят несоответствия и противоречия в их рассуждениях, они сами – нет; родителям рекомендуется не указывать подросткам на несостыковки более ранних рассуждений с нынешними, а просто подключать собственное логическое или абстрактное мышление в зависимости от того, что использует подросток и с удовольствием наблюдать, как он развивается в двух направлениях сразу;
- подростки 13 лет находят объяснение всему на свете, только если оно либо чёрного, либо белого цвета, т.е. или это хорошо, или это плохо – без вариантов;
- самый привлекательный для них путь решения проблем заключается в умении учитывать обстоятельства и в поиске альтернатив;
- в 13 лет подростки уже способны принимать собственные решения, при этом они опираются исключительно на личную систему ценностей.
В следующей статье будет рассмотрена психология подростка 14-15 лет.
Особенности духовного развития:
- обострённое чувство справедливости;
- проявление способностей к осознанию религиозных постулатов;
- в этот период активно формируется собственная система ценностей;
- жестокость сочетается с отзывчивостью к нуждам других.
Для чего же всё это нужно знать родителям? Давно замечено, что когда мамы и папы воспринимают как норму поведение подростка, описанное выше, а оно именно таким и является, они легче воспринимают даже то негативное, что от него исходит. Проще говоря, относятся к этому с пониманием, не придумывая своих объяснений поведению их ребёнка.
А значит, выбирают именно ту линию поведения и воспитания, которая станет самой верной для подростка.
Если вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.
3 комментариев