Советы психолога

13 лет подростки – психология и особенности развития

13 лет подростки – психология и особенности развития 13 лет подросткиИменно в 13 лет подростки больше напоминают картину резких контрастов: чёрный и белый становятся их любимыми цветами в описании и восприятии мира. К тому же именно в этом возрасте некоторые из них переживают кризис, о котором подробнее можно почитать здесь Психология подростка 13 лет кризис.

Конечно, это не однородная масса, которая целиком и полностью будет соответствовать тем характеристикам, которые даются ниже. Развитие разных детей происходит по индивидуальному, запланированному природой именно для них, плану. И очень многое зависит от того, какие взаимоотношения с родителями и сверстниками у них уже сложились на данный момент. Поэтому, точнее будет сказать, что данные характеристики присущи подросткам 1-го-2-го года переходного возраста (условно 12-13 лет).

Физические особенности:

  • девочки выглядят старше мальчиков, физически они более развиты и выше ростом; именно в этом возрасте у них замедляется формирование мышц, а вот рост костного скелета наоборот, становится более интенсивным;
  • у девочек может наблюдаться повышенная эмоциональность, которая сопровождается истериками на пустом месте (рекомендуется ежевечерний тёплый душ и на стакан воды 10-15 капель валерианы для успокоения нервной системы)
  • мальчики отстают от девочек в развитии примерно на 2 года;
  • и у тех, и у других появляются признаки полового созревания;
  • подростки в этот период очень мнительны, они думают, что все обращают внимание на них, замечая любые изменения в их внешности или физиологии;
  • практически у всех повышается аппетит.

Эмоциональные особенности:

  • из-за изменений в развитии подростки достаточно сильно переживают, воспринимая их негативно;
  • в 13 лет подростки очень вспыльчивы;
  • неуверенность в себе на максимуме, но они ищут способы её преодолевать;
  • очень ценят чувство юмора в других, и с удовольствием учатся развивать его в себе (родителям рекомендуется реагировать на их шутки положительно, даже если они не слишком удачны);
  • именно в этом возрасте подростки обладают стремлением проявлять энтузиазм, что, на мой взгляд, нужно только поддерживать.
  • их интересуют очень многие вопросы и ответы, которые они обсуждают с родителями только если доверяют им.

Социальные особенности:

  • всё ещё зависимы от родителей, но уже стремятся к независимости;
  • ценят настоящую дружбу превыше всего;
  • часто собираются в группы сверстников, любят знакомиться с представителями своего пола, в узком кругу которых чувствуют себя наиболее свободно;
  • по отношению к другим людям проявляют критичность и требовательность (сами при этом своим же требованиям могут не соответствовать);
  • девочки раньше мальчиков начинают интересоваться противоположным полом (мальчики тоже, но не так активно);
  • подростки влюбляются в кино-, рок-, поп-звёзд, создают кумиров для себя (не следует иронизировать по этому поводу, чувства действительно могут быть очень пылкими);
  • ведут себя как подобающим, так и неподобающим образом, находясь в поиске приемлемой для себя формы поведения.

Интеллектуальное развитие:

  • им ближе воззрения идеалистов;
  • не разделяют общепринятое мнение, особенно если эти убеждения высказывают все вокруг (они примут кардинально отличающуюся ото всего точку зрения, просто потому что она оригинальна, а не потому что она верна – это для них вторично);
  • если кто-то, даже родитель, высказывает своё мнение, то они потребуют доказательств и фактов, иначе просто отвергнут его без сожалений;
  • интенсивно проявляется способность мыслить логически;
  • логическое мышление развивается одновременно с абстрактным, поэтому взрослые видят несоответствия и противоречия в их рассуждениях, они сами – нет; родителям рекомендуется не указывать подросткам на несостыковки более ранних рассуждений с нынешними, а просто подключать собственное логическое или абстрактное мышление в зависимости от того, что использует подросток и с удовольствием наблюдать, как он развивается в двух направлениях сразу;
  • подростки 13 лет находят объяснение всему на свете, только если оно либо чёрного, либо белого цвета, т.е. или это хорошо, или это плохо – без вариантов;
  • самый привлекательный для них путь решения проблем заключается в умении учитывать обстоятельства и в поиске альтернатив;
  • в 13 лет подростки уже способны принимать собственные решения, при этом они опираются исключительно на личную систему ценностей.

В следующей статье будет рассмотрена психология подростка 14-15 лет.

Особенности духовного развития:

  • обострённое чувство справедливости;
  • проявление способностей к осознанию религиозных постулатов;
  • в этот период активно формируется собственная система ценностей;
  • жестокость сочетается с отзывчивостью к нуждам других.

Для чего же всё это нужно знать родителям? Давно замечено, что когда мамы и папы воспринимают как норму поведение подростка, описанное выше, а оно именно таким и является, они легче воспринимают даже то негативное, что от него исходит. Проще говоря, относятся к этому с пониманием, не придумывая своих объяснений поведению их ребёнка.

А значит, выбирают именно ту линию поведения и воспитания, которая станет самой верной для  подростка.

avtorsЕсли вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.


3 комментариев

    • Привет Гость
    Мир подростка

    Минутка досуга

    Отдохнем!

    Интерьер вашего дома

    Интерьер вашего дома

    Хотите узнать, как расположить диван или плазменный телевизор? Здесь вы можете спроектировать в онлайн программе все что угодно, и затем сохранить данные на компьютер.

    А изменить язык на русский вы можете в верхнем меню справа - с language на русский.


    Или вы можете скачать бесплатные программы для создания дизайна интерьера дома, квартиры, комнаты.. Достаточно выбрать ту, которая больше вам подходит.

    pCon.planner (85 Мб)

    IKEA Home Planner (8 Мб)

    Sweet Home 3D (39 Мб)

    Свежие комментарии

    Сайт для детей и их родителейКопирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник