Развитие ребенка

Методика развития речи ребенка 2 лет

Есть ли методика развития речи ребенка 2 лет методика развития речи ребенка 2 летЕсть ли какая-нибудь методика развития речи ребенка 2 лет? Ведь второй год жизни — самый ответственный в развитии речи. В год с небольшим малыш сам ещё почти не говорит. Но он уже понимает, что ему говорят и что просят сделать. А вот после двух уже задаёт вопросы. Сегодня мы разговариваем с логопедом  Людмилой Ивановной Гуторка.

В этом возрасте начинается собственно речевой период, — рассказала Людмила Ивановна, — когда растёт активный словарь, формируется грамматический строй, начинает складываться правильное звукопроизношение. Но всё-таки само собой ничего не происходит. Всему этому ребёнка нужно учить.

Расширению пассивного и активного словаря помогают игры-шутки с названиями игрушек. Например, спросите ребёнка: «Это кроватка?» — а покажите на стул. Если малыш отвечает: «Нет», покажите другой предмет, но не кроватку. И только в третий раз предъявите нужную вещь. В такой игре развивается мышление, способность понимать шутку, умение отличить правильный предмет от неправильного. Для развития пространственных представлений учите детей понимать значения предлогов «на», «в», «под», «за». Попросите малыша положить машинку под подушку, большой кубик поставить на маленький и т.д. Конечно, сначала необходимо самим сделать это, сопровождая действия словами: «Я положила куклу в кроватку. Где кукла лежит? В кроватке». А потом уже предложите ребёнку положить куклу и спросите: «Где лежит кукла?»

Когда малыш начинает говорить, все «детские» фразы необходимо переводить на грамматически оформленный язык. «Дзика би-би», — говорит кроха.«Правильно, машина едет», — соглашаетесь вы. Если быть последовательной в таких разговорах, скоро убедитесь, что малыш продвинулся в оформлении фразы и начал использовать окончания. И обязательно проговаривайте все действия, которые выполняет кроха, вы или кто-то на картинке: «Саша построил башню», «Кошка лакает молоко», «Мама положила хлеб в хлебницу». Кстати, не забудьте объяснить, что хлебница — это посуда для хлеба. Малыш должен слышать слова-обобщения: одежда, посуда, мебель, животные и т.д.

Ну а поводом для их применения могут быть любые просьбы взрослого: «Аня, сложи свою одежду аккуратно». Или: «как ты разбросала игрушки, собери их». Используйте в речи приставки. Например, воду из чашки в стакан перелили, в чайник воды налили, потом ещё подлили, из ведра воду вылили. Не забывайте называть и цвета одежды, собираясь, например, на прогулку.

Но чтобы маленький человечек стал чисто и ясно говорить, — продолжила разговор Людмила Ивановна,— его надо научить напрягать слух, улавливать и различать звуки. Ели у малыша нет патологии слуха, он, конечно, всё слышит, но воспринимает неосознанно. Пока ещё он не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнить и оценить их по громкости, силе, тембру. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребёнка острый слух от природы. Её нужно развивать. Как? Да очень просто! Гуляя, поиграйте в игру «Кто что услышит?».

Предложите послушать и назвать, что он услышал: лай собаки, чириканье воробьёв, сигнал машины, шелест листьев и т.д. Затем с ростом речевых возможностей чада проводите игры-соревнования «Кто больше услышит?». Например, играя дома, прислушайтесь к звукам квартиры. А потом по очереди рассказывайте, что услышали: едет машина на улице, льётся вода из крана, загудел холодильник, работает телевизор, шумит ветер за окном, чихнул сосед за стенкой и т.д.

Развитие речи детей с помощью игр и песен

Развитие речи детей с помощью игр методика развития речи ребенка 2 летПолезна игра «Угадай по звуку». Можно использовать предметы, изготовленные для развития фонематического слуха ребёнка раннего возраста. Пусть малыш повернётся спиной, а вы пошуршите бумагой, потрясите баночки с сыпучими предметами, бросьте на пол ложку, мяч, ударьте предметом о предмет и др. А он должен догадается, чем произведён звук.

Наш разговор пришлось прервать. Настало время занятий. В кабинет вошла очаровательная, нарядная, непосредственная девчушка с игривыми хвостиками на голове.
— Юля, это Светлана Юрьевна, наша гостья. Светлана Юрьевна, это Юля,— представила нас педагог.— Юля, пойдём к зеркалу, покажем гостье песенку язычка. Давай улыбнёмся и споём — и-и-и, а теперь вытяни губы в трубочку — у-у-у. И снова — и-и-и, о-о-о. Ротик пошире — а-а-а. А сейчас давай быстро — и-о-у-а, и-о-у-а.

Юлька хитро поглядывала на меня в зеркало, но старательно выполняла задания логопеда. Потом Людмила Ивановна «пела» шёпотом, а девочка по губам отгадывала, какой звук исполняет педагог. Вдоволь покривлявшись у зеркала, переместились на пол, застеленный ковром.
— Ты знаешь, Юля, мой язычок услышал и другую песенку. Упало на пол, покатилось и загремело металлическое ведро: бам-бам-бам. Повтори.
— Бам-бам-бам,— пропела девчушка.
— А потом мой язычок услышал, как гремит большой колокол: бум-бом, бум-бом.
— Бум-бом, бум-бом,— вторила логопеду Юлька-кокетка.

В конце занятия «учитель» и «ученица» поиграли в «Кто внимательный». Девочка села за стол с игрушками. Людмила Ивановна — сзади неё на расстоянии 2—3 метров. Предупредила: «Юля, сейчас я буду давать тебе задания, но говорить стану шёпотом. Поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Слушай внимательно, делай то, что я прошу».
— Возьми мишку и посади в машину.
— Покатай мишку в машине.
— Вынь мишку из машины и посади куклу.

Ребёнок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать кратко и просто. А говорить тихо, но очень чётко.

Когда Юля нехотя ушла в группу, Людмила Ивановна пояснила, что сначала они тренировали артикуляционный аппарат, мимические мышцы лица, а заодно развивали фонематический слух. Повторение бом-бом — это цепь одинаковых звукокомплексов. А дальше было усложнение: бум-бом. Хотя поменялась всего лишь одна гласная, очень многие дети не справляются с заданием. Взрослому кажется: что же здесь сложного. Но для ребёнка это серьёзнейшая умственная работа.

Оказывается, по статистике, сейчас практически у всех детей имеются нарушения письма (дисграфия) и чтения (дислексия). А всё потому, что не развито фонематическое восприятие, звуковая культура речи. Сравните звучание слов: коза — коса, мишка — миска, почка — бочка и т.д., и многое станет понятно.

Развитие речи детей с помощью пальчиковых игр

Развитие речи детей с помощью пальчиковых игр методика развития речи ребенка 2 летНе забывайте и о развитии мелкой моторики кисти. Слышали такую фразу: речь на кончиках пальцев? Да-да, учёные установили закономерность: уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

И это подтверждено специальными экспериментами. Вот поэтому я советую родителям делать своим чадам массаж кончиков пальцев. Для этого можно использовать щёточку для рук с жёсткой щетиной или зубную щётку. Вообще, на кистях много точек акупунктуры, массаж которых оказывает благоприятное влияние на все внутренние органы. Знаете, наверное, что в Китае распространены металлические и каменные шарики. Их катают в руках, чтобы снять напряжение. А мы… Да что я вам рассказываю. Ведь сейчас ко мне на занятие придут Илюша и Саша. Сами всё и увидите.

Переступив порог комнаты, карапузы кинулись к столу. На нём стояли две коробки из-под обуви, заполненные одна горохом, а вторая фасолью. Мальчишки запустили в них ручонки и стали сосредоточенно там копаться. Илюшка достал небольшую резиновую игрушку.
— Это корова, — объяснила ему Людмила Ивановна. — Как корова говорит?
— Му-у-у, — отвечает малыш.
В это время Сашок откопал поросёнка и, не дожидаясь вопроса, захрюкал. Так они кукарекали, блеяли, мяукали и лаяли, пока не выловили всех зверюшек.

Людмила Ивановна объяснила мне: на занятии они занимались звукоподражанием. А это не что иное, как укрепление артикуляционного аппарата. Ну а когда малыши говорить научатся, будут сами животных называть. Соберут всех, определят, какие они: домашние или дикие. А позже среди домашних животных попадётся одно-два диких и ребята должны будут догадаться, какие здесь лишние. Расскажут, как зовут детёныша у каждой найденной зверюшки: у лисы — лисёнок и т.д. А заодно в их речи закрепится родительный падеж с предлогом «у». Или спрячутся герои сказки, скажем, «Репка».

Когда дети всех найдут, расставят на столе и расскажут сказку. А логопед будет задавать вопросы: «Что посадил дед? Кого позвала бабка? Кого позвала Жучка?» Так незаметно малыши освоят форму винительного падежа без предлога. А сказка «Колобок» — отличный материал для уточнения родительного падежа с предлогом «с» и дательного с предлогом «по»: «Откуда скатился колобок? По чему покатился? С кем сначала он встретился?»

А на тележке — орешки

А на тележке — орешки методика развития речи ребенка 2 летВ конце занятия на столе… появилась белочка, тележка, а в ней — грецкие орехи. Белочка «катала» тележку по столу и логопед читала потешку:
Сидит белка на тележке
Продаёт она орешки.
Лисичке-сестричке (загнула у мальчиков по одному пальцу),
Воробью, синичке (еще по два),
Заиньке пузатому, мишке толстопятому (загнули остальные пальчики).

Первое время пальчики малышам загибают взрослые,— пояснила педагог,— а потом они и сами справляются с этим заданием. А ещё орешки, что привезла белочка, можно положить между ладошками и покатать. Здесь массируется кисть. Ребятам постарше мишка приносит шестигранные карандаши. Мы их катаем между ладонями. Такая процедура отлично снимает усталость. Регулярные же упражнения с карандашом даже у взрослых улучшают память. Ну а коробки с крупами — так называемые сухие (или пальчиковые) бассейны. Их лучше иметь несколько: с фасолью, гречей, перловкой, пшеном и т.д. Они отлично развивают моторику и тактильное восприятие.

Чтобы ребёнок правильно держал карандаш, необходимо с раннего возраста вырабатывать щипковый захват. У Людмилы Ивановны есть множество оригинальных, полезных и простых в изготовлении игрушек. Например, из пластмассовых контейнеров из-под майонеза, мёда или рыбы. На их крышках нарисуйте или наклейте забавные мордашки девочки Маши и мальчика Саши, например. На месте рта прорежьте дырочки. Попросите ребёнка покормить Машу или Сашу, скажем, изюмом. Ведь захватить ягодку малыш может только двумя пальчиками. А это и есть щипковый захват.

Или ещё совет. У многих найдутся отходы линолеума, полиуретана, фетра, коврового покрытия и др. Можно вырезать из них кружок, дать ребёнку бельевые прищепки, и пусть он собирает солнышко. А если вырезать туловище ёжика, то прищепки будут иголками. Ваш малыш любит лепить из пластилина? А вот в Доме ребёнка детвора лепит из… вечного теста. Оно даже лучше, чем пластилин, потому что приятное на ощупь, не липкое и не пачкает руки. На занятиях дети отрабатывают с помощью него всё тот же щипковый захват. Отщипывают небольшой кусочек и кормят зайчика или куклу. Потом кусочек можно отщипнуть побольше, раскатать в руках и сделать конфетку, печенье или колбаску (это тренировка тактильных ощущений). Колбаску можно ещё потом ножичком на кусочки порезать. В составе теста только пищевые продукты. Так что, если малыш и в свой рот кусочек положит или руки оближет, ничего страшного. Заинтригованы? Людмила Ивановна поделилась рецептом.

Вам потребуется: 400 г муки, 200 г соли, 2 ст. л. квасцов (продаются в аптеке), 3 ст. л. растительного масла, пол-литра кипятка, пищевой краситель. Можно использовать свекольный, морковный и др. соки, прокипячённые с водой (но тогда количество воды в тесте уменьшите). Соедините соль, квасцы, масло, воду и краситель. Хорошо перемешайте и добавляйте муку до тех пор, пока масса не перестанет прилипать к рукам. Храните в плотно закрывающейся посуде, иначе тесто засохнет.

Одна из главных человеческих потребностей — общение. И наверное, никому из взрослых не надо объяснять, насколько важно их ребёнку научиться этому. Вот почему родителям стоит выделить хотя бы 10—15 минут в день, чтобы позаниматься с малышом.

avtorsЕсли вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.


Комментариев пока нет

    • Привет Гость
      Наш малыш

      Минутка досуга

      Отдохнем!

      Интерьер вашего дома

      Интерьер вашего дома

      Хотите узнать, как расположить диван или плазменный телевизор? Здесь вы можете спроектировать в онлайн программе все что угодно, и затем сохранить данные на компьютер.

      А изменить язык на русский вы можете в верхнем меню справа - с language на русский.


      Или вы можете скачать бесплатные программы для создания дизайна интерьера дома, квартиры, комнаты.. Достаточно выбрать ту, которая больше вам подходит.

      pCon.planner (85 Мб)

      IKEA Home Planner (8 Мб)

      Sweet Home 3D (39 Мб)

      Свежие комментарии

      Сайт для детей и их родителейКопирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник