«Я плохой», «Я не люблю себя», «У меня ничего не получится», «Лучше бы я не рождался!». Если ребёнок хоть раз говорил такое — скорее всего у него занижена самооценка. Увы, ответственность за неуверенность детей чаще всего ложится на родителей. Многие дети запуганы нетерпеливыми и грозными близкими.
Подчёркивая несостоятельность малыша, взрослые строят жизнь так, что от него ничего не зависит, не уважают его занятия и интересы. Ребёнка ругают и стыдят за малейшую неловкость, он страдает от постоянного страха, что его накажут, прогонят. Или родители проявляют навязчивую опеку — постоянным контролем внушают ребёнку, что без них он ничего не может и не умеет, решают за него, что ему нужно, а что — нет.
Часто такие родители стараются переделать ребёнка, подогнать под идеал: твердят, какая профессия наиболее престижна, как важно создать семью и т.д. Неуверенность в себе может сделать ребёнка робким, озлобленным, плаксивым, беспокойным. В будущем это приводит к плохой успеваемости в школе, к неумению заводить друзей. А во взрослой жизни могут мешать робость, скованность, страх выбора.
Главное — хвалить ребенка
Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Научите его сравнивать только себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего». Замечайте все его маленькие победы и достижения: «Ещё вчера ты не умел это делать, а сегодня у тебя всё получилось. Ты молодец, я горжусь тобой!»
Вам кажется, что у дочери или сына вообще нет никаких талантов? Это не так: просто понаблюдайте за ними внимательно. Наверняка что-то у вашего малыша получается лучше всех. Некоторые родители так сильно хотят видеть в ребёнке определённые качества, что не замечают его подлинных достоинств. Хвалите малыша за любые достижения — научился ли он завязывать шнурки, пробежал быстрее всех кросс или нарисовал красивый рисунок. Храните память обо всех значимых событиях, сделайте альбом и собирайте фотографии, на которых запечатлены маленькие победы.
Ни в коем случае никому не говорите о своём ребёнке плохо. Тем более в его присутствии. Забудьте ярлыки «глупый», «неспособный», «плохо учится». Наоборот, похвалите малыша при ком-то — ему будет полезно это услышать. Нельзя говорить ребёнку: «Тебе это не под силу», «Тебе не стать певцом, танцором, космонавтом». Своими отрицаниями вы ограничиваете его и сеете неуверенность в своих силах.
Как только ребёнок произнесёт фразу «Я плохой» или «У меня никогда не получится», мягко выясните, почему он так считает. Объясните, что вы не согласны с ним, и выразите уверенность в его способностях. Поступайте так каждый раз, заключите с ребёнком соглашение: никогда не ругать себя, не занижать свои качества.
У тебя всё получится!
Предоставьте ребёнку больше свободы и дайте ему право на собственное мнение. Позвольте ему спорить с вами. Но не просто выслушивайте его точку зрения, а постарайтесь её принять. Не спешите говорить категоричное «нет». Следующий шаг — позвольте ребёнку поступить по-своему, пусть даже вы с ним не согласны. Дайте ему возможность самому решать проблемы. Берите на себя роль партнёра, который готов помочь по мере необходимости, не отнимайте у ребёнка инициативу. Пусть он поверит в свои силы.
Учите его думать, какими способами можно добиться своего замысла. То есть вместе оценивайте альтернативные пути к цели. Если у ребёнка что-то не получается, подумайте над тем, как найти выход из ситуации, позвольте ему высказаться первому. Помогите малышу разложить сложную проблему на более простые, с которыми он сможет справиться сам. Самое главное, чтобы ребёнок понял, что он может решать самые сложные задачи. Так вы научите его мыслить в перспективе.
Смелость в каждом шаге
Предоставляйте ребёнку больше возможностей для игры. Через игру он узнаёт новое о себе и окружающем мире, учится решать задачи (например, достать мяч, закатившийся под диван, собрать конструктор). Делайте с малышом какую-нибудь рутинную работу. Когда определённые действия в его жизни происходят в одно и то же время каждый день, он чувствует себя в безопасности и понимает, что может контролировать события.
К примеру, если ребёнок знает, что после ванны ему обязательно будут читать книгу, затем споют колыбельную, он уже будет понимать последовательность событий и сможет подготовиться к их смене. Когда же события происходят случайно и хаотично, малыш обеспокоен, он теряется в собственном мире и боится его исследовать.
Поручите малышу выполнять обязанности. Например, вынести мусор, выгулять собаку, вытереть пыль на подоконнике, убрать со стола. С появлением обязанностей у ребёнка укрепляется чувство того, что ему доверяют, в его помощи нуждаются. Но помните, что воспитание уверенности в себе не должно стать самоцелью: человек должен быть интересен, а не просто уверен в себе.
Если вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.
Комментариев пока нет