С самого рождения родители разговаривают с малышом и радуются его первым звукам и словам. И всем хочется, чтобы речь малыша была четкой и понятной, а произносимые им звуки были правильными. Как же помочь ему в этом?
Согласно мировой статистике, количество детей с нарушениями речи постоянно растет. И связанно это с множеством факторов: социально-экономических, экологических, генетических. Одной из наиболее сложных форм детской речевой патологии является общее недоразвитие речи (ОНР), когда при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование звуковой и смысловой сторон речи.
ОНР – это диагноз, который может поставить только специалист. Одним из ведущих признаков ОНР является довольно позднее начало речи. Первые слова появляются к 3, 4, а иногда и к 5 годам. Как правило, дети с таким дефектом молчаливы, их речь малопонятна и без помощи специалиста резко ухудшается. В связи с этим внимание становится неустойчивым, страдает продуктивность запоминания и, соответственно, мыслительные операции становятся затруднительными. Иными словами, общее недоразвитие речи является системным нарушением, которое можно преодолеть при условии комплексной работы специалистов в течение 2-3 лет.
Выделяют 3 уровня ОНР:
- первый, самый низкий – для него характерна лепетная речь; ребенок общается только отдельными слогами, чаще использует жесты и мимику, в речи пользуется одними и теми же звуковыми комплексами; число дефектных звуков больше, чем правильно произносимых.
- второй – используются только простые предложения; словарный запас значительно ограничен; ребенок допускает грубые ошибки в речи; отсутствуют предлоги и союзы; звуковая сторона характеризуются искажением звуков с заменами и смешениями.
- третий уровень – наиболее легкая форма ОНР. Такое заключение ставятдетям с 4 лет. При такой форме общего недоразвития речи ребенок активно общается, но его речь полна неточностей как смысловых, так и грамматических; в основном используются только существительные и глаголы; сложные конструкции в речи не употребляются.
Все эти проблемы являются серьезным поводом, чтобы обратиться к специалистам. Прежде всего, необходимо проверить состояние физического слуха ребенка, а потом обратиться к невропатологу и логопеду. Любое нарушение речи у ребенка нельзя считать безобидным дефектом, так как оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для его развития в целом. ОНР является серьезным препятствием для овладения ребенком программой обучения в детском саду, а в дальнейшем и школьной программой. Чем раньше вашему ребенку будет оказана профессиональная помощь, тем больше у него шансов попасть в общеобразовательную школу.
Также подобные нарушения речи ведут к сложным психологическим проблемам, так как ребенок с возрастом начинает относиться к своим недостаткам критически. С первых лет обучения в школе у ребенка формируется отрицательное отношение к занятиям, развивается страх перед учителем, что приводит к снижению успеваемости, нервным расстройствам, а иногда и к заиканию.
Упражнения при ОНР
Стоит отметить, что при коррекции ОНР большое значение имеют такие упражнения, как артикуляционная и пальчиковая гимнастика, а также обычные упражнения по координации движений и развитие словарного запаса.
Специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7-месячного возраста, но и в более позднем возрасте эти занятия будут эффективны и полезны. Начинать можно с массажа кистей рук и пальцев. По 2-3 минуты в день необходимо делать следующие упражнения: поглаживать и растирать ладошки, разминать каждый пальчик вдоль, а затем поперек, растирать все пальчики рук спиралевидными движениями.
От пассивных упражнений необходимо переходить к более сложным, например, катать между ладошками шарики, палочки разного размера, перекладывать разные мелкие предметы из одной коробки в другую одной и двумя руками, отщипывать кусочки пластилина или глины. В дальнейшем ребенок должен выполнять эти упражнения самостоятельно. Пальчиковую гимнастику желательно совмещать с ритмичными стихами, так как это создает благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, ребенок учится слушать и понимать речь, возбуждается речевая активность.
Примерно с одного года, когда ребенок начинает ходить, необходимо начинать занятия по развитию координации движений. Исследования показывают, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребенка. Для развития координации существует множество разнообразных упражнений и игр. Начинать необходимо с элементарных движений, которые нужно выполнять совместно с малышом: наклоны вправо-влево, вперед-назад, приседания, подпрыгивания. В дальнейшем эти упражнения необходимо постепенно усложнять. Важную роль играют такие упражнения, как работа с конструкторами, рисование, лепка, выкладывание мозаики, аппликация, вырезание.
Можно с уверенностью сказать, что в развитии речи ребенка колоссальное значение имеет его общение с родителями. Совместные походы в цирк, зоопарк, театр расширяют его кругозор, а следовательно, и словарный запас. Обсуждая увиденное на фоне эмоционального подъема, ребенок запоминает большое количество слов, а возможно и терминов. Также словарный запас ребенка развивается в процессе игр, совместного чтения книг и просмотра мультфильмов.
Родителям необходимо знать, что развитие речи ребенка – это кропотливая работа, требующая терпения, эмоционального контакта и благожелательности. Поддержите ребенка не только улыбкой, но и поощрениями за любую, даже самую маленькую, удачу. Желаем успеха!
Если вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.
Комментариев пока нет