Развитие ребенка

ОНР или нарушение речи у ребенка

ОНР или нарушение речи у ребенка нарушение речи у ребенкаС самого рождения родители разговаривают с малышом и радуются его первым звукам и словам. И всем хочется, чтобы речь малыша была четкой и понятной, а произносимые им звуки были правильными. Как же помочь ему в этом?

Согласно мировой статистике, количество детей с нарушениями речи постоянно растет. И связанно это с множеством факторов: социально-экономических, экологических, генетических. Одной из наиболее сложных форм детской речевой патологии является общее недоразвитие речи (ОНР), когда при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование звуковой и смысловой сторон речи.

ОНР – это диагноз, который может поставить только специалист. Одним из ведущих признаков ОНР является довольно позднее начало речи. Первые слова появляются к 3, 4, а иногда и к 5 годам. Как правило, дети с таким дефектом молчаливы, их речь малопонятна и без помощи специалиста резко ухудшается. В связи с этим внимание становится неустойчивым, страдает продуктивность запоминания и, соответственно, мыслительные операции становятся затруднительными. Иными словами, общее недоразвитие речи является системным нарушением, которое можно преодолеть при условии комплексной работы специалистов в течение 2-3 лет.

Выделяют 3 уровня ОНР:

  • первый, самый низкий – для него характерна лепетная речь; ребенок общается только отдельными слогами, чаще использует жесты и мимику, в речи пользуется одними и теми же звуковыми комплексами; число дефектных звуков больше, чем правильно произносимых.
  • второй – используются только простые предложения; словарный запас значительно ограничен; ребенок допускает грубые ошибки в речи; отсутствуют предлоги и союзы; звуковая сторона характеризуются искажением звуков с заменами и смешениями.
  • третий уровень – наиболее легкая форма ОНР. Такое заключение ставятдетям с 4 лет. При такой форме общего недоразвития речи ребенок активно общается, но его речь полна неточностей как смысловых, так и грамматических; в основном используются только существительные и глаголы; сложные конструкции в речи не употребляются.

При всех трех уровнях обязательно страдает звукопроизношение. Также косвенным симптомом ОНР может являться нарушение координации движения. Например, затруднения в воспроизведении двигательных заданий (перекатывание мяча с руки на руку, удары мячом об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку), недоразвитие мелкой моторики рук и медлительность движений.

Все эти проблемы являются серьезным поводом, чтобы обратиться к специалистам. Прежде всего, необходимо проверить состояние физического слуха ребенка, а потом обратиться к невропатологу и логопеду. Любое нарушение речи у ребенка нельзя считать безобидным дефектом, так как оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для его развития в целом. ОНР является серьезным препятствием для овладения ребенком программой обучения в детском саду, а в дальнейшем и школьной программой. Чем раньше вашему ребенку будет оказана профессиональная помощь, тем больше у него шансов попасть в общеобразовательную школу.

Также подобные нарушения речи ведут к сложным психологическим проблемам, так как ребенок с возрастом начинает относиться к своим недостаткам критически. С первых лет обучения в школе у ребенка формируется отрицательное отношение к занятиям, развивается страх перед учителем, что приводит к снижению успеваемости, нервным расстройствам, а иногда и к заиканию.

Упражнения при ОНР

Упражнения при ОНР нарушение речи у ребенкаСтоит отметить, что при коррекции ОНР большое значение имеют такие упражнения, как артикуляционная и пальчиковая гимнастика, а также обычные упражнения по координации движений и развитие словарного запаса.

Специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7-месячного возраста, но и в более позднем возрасте эти занятия будут эффективны и полезны. Начинать можно с массажа кистей рук и пальцев. По 2-3 минуты в день необходимо делать следующие упражнения: поглаживать и растирать ладошки, разминать каждый пальчик вдоль, а затем поперек, растирать все пальчики рук спиралевидными движениями.

От пассивных упражнений необходимо переходить к более сложным, например, катать между ладошками шарики, палочки разного размера, перекладывать разные мелкие предметы из одной коробки в другую одной и двумя руками, отщипывать кусочки пластилина или глины. В дальнейшем ребенок должен выполнять эти упражнения самостоятельно. Пальчиковую гимнастику желательно совмещать с ритмичными стихами, так как это создает благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, ребенок учится слушать и понимать речь, возбуждается речевая активность.

Примерно с одного года, когда ребенок начинает ходить, необходимо начинать занятия по развитию координации движений. Исследования показывают, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребенка. Для развития координации существует множество разнообразных упражнений и игр. Начинать необходимо с элементарных движений, которые нужно выполнять совместно с малышом: наклоны вправо-влево, вперед-назад, приседания, подпрыгивания. В дальнейшем эти упражнения необходимо постепенно усложнять. Важную роль играют такие упражнения, как работа с конструкторами, рисование, лепка, выкладывание мозаики, аппликация, вырезание.

Еще одним из видов работы по развитию речи является артикуляционная гимнастика, обычно она назначается детям, у которых есть нарушения речи. Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов речи (губ, языка, нижней челюсти). Эти упражнения необходимо выполнять перед зеркалом 2 раза в день в течение (максимально) 10 минут. По сравнению с пальчиковой гимнастикой и тренировкой координации это более специфическая работа, которая проводится родителями после консультации специалиста.

Можно с уверенностью сказать, что в развитии речи ребенка колоссальное значение имеет его общение с родителями. Совместные походы в цирк, зоопарк, театр расширяют его кругозор, а следовательно, и словарный запас. Обсуждая увиденное на фоне эмоционального подъема, ребенок запоминает большое количество слов, а возможно и терминов. Также словарный запас ребенка развивается в процессе игр, совместного чтения книг и просмотра мультфильмов.

Родителям необходимо знать, что развитие речи ребенка – это кропотливая работа, требующая терпения, эмоционального контакта и благожелательности. Поддержите ребенка не только улыбкой, но и поощрениями за любую, даже самую маленькую, удачу. Желаем успеха!

avtorsЕсли вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.


Комментариев пока нет

    • Привет Гость
      Наш малыш

      Минутка досуга

      Отдохнем!

      Интерьер вашего дома

      Интерьер вашего дома

      Хотите узнать, как расположить диван или плазменный телевизор? Здесь вы можете спроектировать в онлайн программе все что угодно, и затем сохранить данные на компьютер.

      А изменить язык на русский вы можете в верхнем меню справа - с language на русский.


      Или вы можете скачать бесплатные программы для создания дизайна интерьера дома, квартиры, комнаты.. Достаточно выбрать ту, которая больше вам подходит.

      pCon.planner (85 Мб)

      IKEA Home Planner (8 Мб)

      Sweet Home 3D (39 Мб)

      Сайт для детей и их родителейКопирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник