Родителям на заметку

Отцы и дети или быть взрослым не так-то просто

Проблема отцов и детей отцы и детиПроблема отцов и детей. Сейчас она не менее актуальна, чем во времена Тургенева. Но достаточно ли мы сами взрослые для того, чтобы правильно воспитывать своих детей?

По теории американского психолога Берна, в каждом человеке живут трое: ребёнок, родитель и взрослый.

Ребёнок страдает, жалуется, нуждается в защите; родитель поучает и провозглашает всевозможные правила; а взрослый принимает обстоятельства жизни такими, какие они есть, и пытается найти реалистический выход. Берн описывает такой пример. Водитель междугородного автобуса объявляет, что рейс задерживается на час.

Один из пассажиров охает и вздыхает — что же делать, он пропал! (Ребёнок.)

Другой громко ругает автобусную компанию, которая не может наладить график. (Родитель.)

А третий прикидывает, как ему изменить расписание назначенных встреч. (Взрослый.)

Ребёнок страдает, родитель возмущается и требует выполнения правил, а взрослый ищет решение. Ребёнок обращён к себе, родитель — к установлениям, взрослый — к обстоятельствам жизни.

Быть родителем — ещё не значит быть взрослым. Даже дети детсадовского возраста имеют родительскую часть. Они видят, как родители ведут себя, и подражают им. Девочка может выговаривать мальчику так, как это делает её мама. Детская и родительская части человека формируются автоматически. Самая большая проблема — как воспитать в себе взрослую часть.

Бывает, что дети оказываются взрослее своих родителей и даже могут брать на себя ответственность за них, особенно ярко это проявляется в неблагополучных семьях. Шведы называют их «дети-шиповники». Такие дети живут сами по себе и сами себя воспитывают, независимо от влияния взрослых. Однако и в благополучных семьях встречается подмена ролей.

Три в одном

Капризный ребенок отцы и детиКатя уделяла своей маленькой Настеньке очень много внимания. В результате у неё сформировалась зависимость от ребёнка. Девочка капризничала, давила на маму, требовала проводить с ней всё свободное время.

Когда пришло время выходить на работу, Катя оставляла дочку с бабушкой и с другими родственниками. Причём с ними девочка вела себя совсем иначе.

Бабушка не позволяла внучке манипулировать собой, и Настя вела себя вполне сносно. Но стоило маме прийти с работы, как капризы начинались вновь.

Катя хотела понять, почему девочка так себя ведёт и как можно изменить ситуацию? А чтобы понять другого человека, нужно на время принять его точку зрения. Кате была предложена такая методика: сначала она высказывает свою точку зрения, затем пересаживается на другой стул и говорит от лица Насти.

Когда мама принимает на себя роль дочки, она знает, что у той возникает желание её пожалеть, выразить свою любовь. Значит, дело не в том, что девочка плохо относится к матери. Отношение налицо, а в чём причина — непонятно. Мама со своей позиции пытается объяснить дочке: «Я взрослый человек, я могу что-то делать и не обязана всё выверять и подстраиваться только под тебя».

Затем она опять пересаживается на место девочки, та пропускает всё мимо ушей: «Мамочка, но я ведь тебя так люблю!» Дочка не слышит маму, несмотря на то что она всё ей по-взрослому объяснила, точнее, это ей кажется, что по-взрослому. Тут как раз и надо разобраться, чтобы Катя поняла, что по-взрослому с ребёнком она не разговаривает и ведёт себя очень инфантильно. Если мама боится ребёнка, она уж никак не является взрослой. И даже если пытается по-родительски убедить какими-то интеллектуальными доводами Настеньку, та реагирует не на её слова. Дочка реагирует на состояние, поэтому её поведение и не меняется. Она видит человека, который ей подчинился.

Мама говорит, что она свободный человек, но не чувствует себя свободной. Она просит у ребёнка разрешения стать свободной. Это связано и с другими обстоятельствами её жизни: с мужем отношения построены примерно так же. Внешне Катя независима, у неё хорошая работа, высокая зарплата, но психологическая зависимость остаётся. Социальные роли ещё не определяют уровень свободы и взрослости.

Когда удаётся маме это объяснить, она признаёт, что действительно несвободный человек и ведёт себя как ребёнок. Это первый шаг к решению проблемы: если она осознала, в чём проблема, то наконец может сказать своей дочке: «Извини, но я у тебя разрешения спрашивать не буду. Ты свободный человек, такой же, как и я. Ты тоже имеешь право принимать свои решения, но у тебя нет права навязывать их мне».

Как сказал Иисус: «Не жертвы я прошу, но любви». С одной стороны, Катя жалеет свою девочку, с другой — просит у неё снисхождения и жалости, являясь при этом больше ребёнком, чем дочь. Девочка превращается в монстра и соответственно реагирует на мать.

Таким образом, прежде чем решать проблемы ребёнка, надо разобраться с проблемами родителей, поскольку ребёнок очень сильно зависит от них.

В разных плоскостях

В разных плоскостях отцы и детиДругая проблема отношений родителей с детьми в том, что они существуют в разных плоскостях и даже в разном времени. Они не слышат и не понимают друг друга.

Ирина совсем измучалась со своей четырнадцатилетней дочерью. Ксюша гуляет с мальчиками, пьёт водку, на маму ей совершенно наплевать. А та не спит по ночам, стоит у окна и ждёт, когда же дочь вернётся домой.

На первый взгляд кажется: какая бедная мама и как безобразно ведёт себя девочка! Они садятся друг напротив друга, и Ирина рассказывает о своих переживаниях. Но за время рассказа она ни разу не посмотрела Ксюше в глаза! Разговор ведётся о тех картинках, которые она видит в своём субъективном мире, она говорит о той девочке, которая её обидела, не видя перед собой реального ребёнка. Они рядом, но не вместе.

Для того чтобы свести их в одном времени, прошу: «Посмотрите на свою дочь. Какая она сейчас? Злая? Грубая?» Но Ирина не может смотреть в глаза Ксюше больше двух секунд, для неё это непривычно. Она опять скатывается в свои обиды и продолжает упрёки. Ирину нужно постоянно возвращать в настоящее и напоминать о том, чтобы она смотрела на дочь: «Следите за её реакцией. Вы сказали — как она отреагировала? Что почувствовала в этот момент?» Вообще, люди не научены наблюдать, смотреть, видеть. Прямо как в Зазеркалье: смотрим на человека, а видим отражение своих обид.

Причём Ксюше контакт глаз дался намного легче. «Посмотри на маму, какая она сейчас?» — спрашиваю девочку. «Уставшая, мне её жаль». Хотя пришлось помогать ей удержаться в настоящем, потому что девочка огрызалась на те фразы, которые раньше мама бросала ей в сердцах. А у мамы — гордость. Она не хочет видеть в дочке хорошее. Но в конце концов удалось их удерживать на какие-то минуты вместе. Ирина стала слышать, что ей отвечает дочь. Не зацикливаясь на прежних обидах, они пытаются вместе решать проблему.

Так вот мы порой и существуем со своими детьми: находимся с ними в одной комнате, но на самом деле далеко-далеко друг от друга. А если жить в разных измерениях, в разном времени, о каком понимании и сочувствии может идти речь? Каждый ребёнок любит своих родителей, и при решении проблем очень важно докопаться до этой любви. Для начала просто посмотрите в глаза своему ребёнку, ведь не зря говорят, что глаза — это зеркало души.

Главное — живое общение

Главное — живое общение отцы и детиСамый главный способ решения детских проблем — это общение. Причём не формальное, на уровне «Как дела?» — «Нормально», а живое, заинтересованное.

Родители должны служить для детей примером людей, которым интересно жить. Если же такое общение не складывается, дети ищут другой, более интересный для них мир.

У Максима детство было, по общепринятым меркам, очень благополучное. Мама — женщина, которых сейчас принято называть «бизнесвумен» — крутилась и зарабатывала деньги. Папа тоже далеко не последний человек на социальной лестнице. Дом — полная чаша. Однако, как это часто бывает в таких семьях, родители обеспечивали безбедное существование, но не заботились об общении с ребёнком. С недавних пор Максим стал себя странно вести: при изобилии одежды одевался, как бомж, и старался как можно реже выходить из дома.

Оказалось, что он попал не в самую лучшую компанию. Дома мальчика никто не слушал, поговорить ему было не с кем, вот он и согласился пойти со случайным знакомым в гости. Квартира, в которую его привёл парень, оказалась притоном. Там Максима очень тепло встретили, налили подростку вина, предложили сигарету, выслушали, поговорили, посочувствовали. В общем, почувствовал себя Максим здесь более нужным, чем дома. Но новые приятели не забыли выяснить и материальный достаток его семьи.

Это только кажется, что подобные притоны — место, где обитают отбросы общества. На самом деле это хорошо организованная система, где каждый занимает своё место и играет определённую роль. Есть там и свои «психологи», которые знают, как нужно поговорить с тем или иным человеком (конечно, не без пользы для себя). Максим стал считать этих людей своими друзьями, с ними ему было легко и комфортно.

Однажды ему предложили: «Хочешь девочку?» Максим смутился и отказался. Потом набрался храбрости и ответил, что согласен, но к назначенному времени не пришёл. А потом ему сказали: «С тебя две тысячи». «За что?» — спросил ошарашенный подросток. «Девочку заказывал? Плати». «Ребята, мы же с вами друзья. Какие деньги?» — «Мы-то тебе друзья, а вот те, кто девочку приводили, не друзья. Им лучше заплатить, иначе счётчик включат». Вот в такую переделку попал незадачливый парень. А потом одноклассник, которому Максим в отчаянии всё рассказал, посоветовал: «Ты одевайся, как бомж, как будто у вас совсем денег нет. Они поймут, что взять с тебя нечего, и отстанут».

Из этой ситуации мальчику ещё предстоит выбираться. А ведь гораздо легче было её предупредить. И для этого не надо каких-то особых усилий: просто общаться с ребёнком, быть в курсе его проблем, образно говоря, «держать руку не пульсе» его жизни. А если в жизни ребёнка возникла пустота, всегда найдётся тот, кто заполнит её. Не обольщайтесь видимостью спокойствия: не говорит ребёнок о своих проблемах, значит, всё хорошо. Возможно, какое-то время вы будете пребывать в счастливом неведении, но после бумеранг обязательно вернётся.

Подводя итог, хочется сказать: сетуя на плохое поведение ребёнка, прежде всего поищите причину в себе, взгляните на ваши отношения со стороны. Может быть, проблема не только в нём, но и в вас? Взрослейте вместе с вашими детьми, решайте проблемы сообща и не забывайте, что главное лекарство — это общение, общение и ещё раз общение.

avtorsЕсли вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.


Комментариев пока нет

    • Привет Гость
      Семья

      Минутка досуга

      Отдохнем!

      Интерьер вашего дома

      Интерьер вашего дома

      Хотите узнать, как расположить диван или плазменный телевизор? Здесь вы можете спроектировать в онлайн программе все что угодно, и затем сохранить данные на компьютер.

      А изменить язык на русский вы можете в верхнем меню справа - с language на русский.


      Или вы можете скачать бесплатные программы для создания дизайна интерьера дома, квартиры, комнаты.. Достаточно выбрать ту, которая больше вам подходит.

      pCon.planner (85 Мб)

      IKEA Home Planner (8 Мб)

      Sweet Home 3D (39 Мб)

      Свежие комментарии

      Сайт для детей и их родителейКопирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник