Я с большим сомнением отношусь к идее начала образования для детей с шестилетнего возраста, - оба мои сына пошли в школу с семи лет, и я объясню, почему. Среди последствий введения обучения с такого возраста находятся проблемы социализации подростков, т.е. они просто не успевают адаптироваться к изменяющимся условиям их жизни.
За период с 1990 года (введение 11-летней школы) время продолжительности детства в школе увеличилось. Поэтому за рамки средней школы вышел период перехода в т.н. позитивную фазу, во время которой подростки находят для себя новые содержательные интересы. А в обществе тем временем происходит следующее: всё раньше начинается систематическое обучение и конечно, раньше завершается среднее образование, поэтому, будучи ещё подростками, молодые люди переходят в высшую школу.
В результате они не успевают за время обучения в средней школе (10-15 лет, 5-9-й классы) пережить негативную фазу подросткового возраста. Всё это ещё и усугубляется тем, что взрослые вынуждены предъявлять определённые требования к ускоренному личностному и интеллектуальному развитию ребёнка, которым он по определению соответствовать не может, и из-за которых и появляются многие проблемы подросткового возраста. Мы ждём от них ответственности и требуем задуматься о будущем, выбрать профессию тогда, когда они этого сделать ещё не готовы. Это является ещё одной причиной того, что подростки воспринимают себя крайне негативно («почему я такой?», «со мной что-то не так» и т.д.)
В другом варианте проблемы социализации подростков выглядят так: некоторые из них сохраняются в возрасте, который на психологическом и личностном уровне соответствует младшему школьнику и даже дошкольнику, вплоть до окончания 9-го класса, а иногда и дольше.
Некоторые из них при этом позитивны в плане эмоций, открыты, учатся хотя бы на тройки, т.е. успевают в учёбе, увлекаются рисованием, коллекционированием, домашними животными и «детскими» играми, а другие просто замыкаются в себе, их не уважают ровесники, они тревожны и как следствие, у них появляются трудности в учёбе и поведении. Здесь можно подробнее прочитать о том, что собой представляет психология трудного подростка, многие из вышеозначенной категории подростков имеют к этому прямое отношение.
Хорошо продемонстрировали проблемы социализации подростков исследования М. Пилюгина и Д. Абрамцева (РГГУ). Подросткам предложили немного написать о себе, о занятиях, которые они любят, нарисовать дом мечты, в котором они будут жить через 20 лет, заполнить «хитро» составленные опросники. Результаты таковы:
- современные подростки практически не строят никаких планов и не представляют себе, что их ждёт в будущем;
- они склонны к идеализации детского прошлого, того периода, в который ни за что не отвечали, или такого образа жизни, который обычно вели на даче в летние месяцы;
- в большей или меньшей степени они негативно воспринимают перспективу взросления.
Что это значит? – Срабатывает защитный механизм от влияния взрослых, которые всё время требуют от них ответственности за появление «достойных» интересов и познавательного развития. Все существующие проблемы социализации подростков начинаются с того, что система образования требует от них ускоренного развития, что невозможно.
Если вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.
5 комментариев