Развитие ребенка

Раннее развитие детей — за и против

Раннее развитие детей раннее развитиеСегодня многие родители с осторожностью относятся к раннему развитию ребенка. Это вполне объяснимо: последние исследования доказали, что умственные перегрузки у детей приводят к проблемам со здоровьем и психикой. Давайте рассмотрим плюсы и минусы раннего развития.

Мы живём в информационном обществе, в котором на первом месте стоит интеллект. Успешный человек в нашем сознании — это человек с высшим образованием, обладающий гибкостью ума, владеющий современными информационными технологиями. И поэтому многие родители стремятся к тому, чтобы ребёнок с самого раннего возраста получил как можно больше знаний.

Всё дело в том, какую цель преследуют мама и папа, начиная заниматься с малышом развивающими методиками. Хотят ли они вырастить гения, подготовить ребёнка к школе или к будущей карьере? А бывает и так, что родители пытаются самоутвердиться за счёт отпрыска. Психологи предупреждают: если в основе желания отдать ребёнка в школу раннего развития лежат родительские амбиции, лучше оставить эту идею. Такой родитель не сможет дать малышу радости от процесса обучения.

Существует много развивающих методик, разработанных Гленом Доманом, Марией Монтессори, Николаем Зайцевым, Борисом Никитиным. Каждая из них прививает крохе полезные навыки и умения, то есть, несомненно, идёт на пользу. Но противники раннего развития опасаются: а стоит ли лишать ребёнка детства, не приведёт ли насильственное и несвоевременное обучение к неврозам, не повредит ли это его здоровью, не потеряет ли малыш интерес к учёбе, не будет ли он «белой вороной» среди менее подготовленных одноклассников?

Великие педагоги не виноваты, не правы родители, которые не верно применяли замечательные методики. Чрезмерно загрузив детей всевозможными развивающими занятиями в ущерб остальному, они отняли у них непосредственность, возможность эмоционально реагировать на происходящее вокруг. Как же избежать ошибок?

До 3 лет!

Период от рождения до 3 лет раннее развитиеВ жизни человека есть уникальный период — от рождения до 3 лет, когда мозг лучше всего воспринимает обучение благодаря бурному росту клеток.

Судите сами, к своему третьему дню рождения ребёнок усваивает огромное количество информации: овладевает родным языком, у него формируются представления о пространстве и времени, цветах, форме, количестве, родственных отношениях.

Чем больше в этот период поступит информации, тем активнее будут формироваться связи между нейронами, тем выше будет базовый интеллект. До трёх лет малыш без труда усвоит любую информацию.

В европейских странах в силу исторических, религиозных и социальных причин сложилась традиция позднего обучения детей — с 6—7 лет. А к этому возрасту мозг полностью сформировался, способность к обучению упала — и ребёнку тяжело даётся чтение и письмо. А тут ещё и адаптация к новому коллективу, необходимость сидеть 40 минут без движения.

В первые месяцы жизни малыш обладает феноменальными возможностями, но вынужден лежать на спине в кроватке и созерцать белый потолок или капюшон кроватки. Его пеленают и одевают в распашонки с варежками, не давая пощупать окружающие предметы. Не лучше ли класть малыша голенького или в распашонке на животик на одеяльце, расстеленное прямо на полу. Пусть познаёт мир, пробует свои силёнки, стараясь дотянуться, доползти до понравившихся предметов.

Важно всё, что окружает грудничка. Повесьте на стены репродукции картин, включайте классическую музыку, показывайте ему книжки и кубики. А когда подрастёт, предложите краски, пластилин, развивающие игры. Откажитесь и от манежа. Доказано, что у европейских «кроватно-манежных» детей двигательная активность ниже, чем у их африканских сверстников, которым разрешают свободно ползать.

Плюсы раннего развития

Плюсы раннего развития раннее развитиеРодители могут научить ребёнка смотреть сериалы и лежать на диване, а могут — слушать классическую музыку, рисовать, читать книги. Если вы не хотите сидеть сложа руки и гадать, вырастет ли из вашего непоседы успешный ученик, не откладывайте обучение на завтра.

Вступив на путь раннего развития, вы обязательно встретите единомышленников, да и информации в Интернете по этому вопросу — предостаточно. Регулярные занятия разовьют и другие полезные качества: усидчивость, внимание, интерес к знаниям.

Несомненное достоинство раннего развития в том, что оно защищает подростка от соблазнов и опасностей, которые подстерегают на каждом шагу. Если человек умён, многого добился в учёбе, ему незачем самоутверждаться с помощью сигарет, алкоголя, наркотиков. Богатый внутренний мир защитит его от компьютерных стрелялок, комиксов, «попсы», сериалов и т.д. Тот, кто привык самостоятельно мыслить, никогда не вступит в секту, притон или банду.

Тому, кто хорошо успевает в школе, посещает кружки, легче будет выбрать профессию, самореализоваться в выбранной области. А состоявшийся и счастливый человек — это и есть цель воспитания. Но прежде чем решиться заниматься с малышом, задайте себе следующие вопросы:

  1. Почему вы хотите обучать сына или дочь?
  2. Каких результатов хотите достичь?
  3. Чего вы ждёте от малыша?

Это очень важные вопросы, ответы на которые многое прояснят и подскажут стратегию ваших действий. Если вы считаете, что ребёнок — это личность со своими желаниями и потребностями, что он имеет право знать больше — тогда вам прямая дорога в школу раннего развития.

Раннее развитие в ущерб здоровью?

Раннее развитие в ущерб здоровью? раннее развитиеГлавное опасение противников раннего развития в том, что несвоевременное обучение может привести к болезням и неврозам. Некоторые родители трёхлетку заставляют читать букварь, а четырёхлетку садят за прописи. Всё это приводит к сколиозу, гиподинамии, близорукости.

Ранее развитие возможно лишь при развитии двигательной активности. Доказано: физические занятия в первые два года жизни даже способствуют росту мозга. Пусть малыш бегает, прыгает на батуте, раскачивается на канате…

Вот что пишет о раннем развитии детский врач-невролог Елизавета Меланченко: «Мне приходится консультировать и лечить детей с головными болями, непроизвольными движениями (тиками), недержанием мочи. Эти симптомы появились у них в течение месяца от начала какого-либо вида интеллектуальной деятельности. Проходят эти симптомы только тогда, когда родители решаются изменить режим дня и отдыха ребёнка и снимают с него львиную долю интеллектуальной нагрузки.

Почему так происходит? Дело в том, что мозг созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, затем — за движение и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребёнка может отклониться от нормы.

Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов — и, соответственно, малыш получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты».

Сохранить интерес

Сохранить интерес раннее развитиеКак уже было сказано, раннее развитие чревато и психологическими проблемами. У развитых интеллектуально малышей низкий уровень социализации, эмоциональная нечувствительность.

То есть интеллектуальное развитие идёт в ущерб эмоциональному. Замотанные родители, которым вечно некогда, лишний раз не приласкают кроху, не почитают сказку на ночь. Проще отдать малыша в развивающую группу, а на занятия его повозит бабушка.

А ведь ребёнку нужен телесный контакт, когда его нет между ним и мамой, о полноценном развитии не может быть и речи. Помните главное: чтобы малыш не вырос в «ботаника», не ограничивайте его мир книгами и логическими задачками. Он должен играть со сверстниками, хулиганить, забавляться «бесполезными» куклами, мишками, пистолетами и танками. Учителя начальных классов отмечают, что слишком развитые дети не наигрались в детстве, поэтому в школе они играют под партами.

Отсюда закономерный вопрос родителей: будет ли ребёнку интересно в школе, не разлюбит ли он учиться? А ведь нередки такие примеры, когда первоклассник начинает скучать на уроках, а потом и вовсе теряет мотивацию к учению — он просто устал учиться! Мозг ребёнка защищён от перегрузок: когда вы предложите малышу материал, к восприятию которого он пока не готов, он начнёт бурно протестовать и просто откажется заниматься.

Есть смысл вспомнить пословицу: «Мы учимся не для школы, а для жизни». Вот и готовьте малыша к реальной жизни, а не к поступлению в первый класс. К тому же хорошая учительница всегда найдёт чем занять умного кроху, пока другие изучают букварь. Если ваш ученик чахнет от унылых знаний и уравниловки, придётся подыскать школу, где его таланты проявятся во всей полноте.

Всё хорошо в меру

Всё хорошо в меру раннее развитиеОпросы среди взрослых показали: немногим посчастливилось испытать радость от процесса обучения. Преподнесение научной информации у нас изначально сложно и неинтересно.

Лучше, когда ребёнок получает необходимый жизненный опыт в игре. Всё хорошо в меру — ещё одно правило, которое должны соблюдать родители.

Мало желать, чтобы дети всесторонне развивались, надо ещё уважать и любить своих детей. А это значит — никогда не кричать на них, а всё объяснять, ни при каких обстоятельствах не шлёпать их, не заставлять делать что-то насильно.

Обучающие занятия не должны занимать больше получаса в день — по 10 минут утром, днём и вечером. В остальное время малыш должен просто гулять и играть. Важно уделять внимание не только умственному, но и физическому развитию, психическому здоровью малыша. Не забывайте о закаливании, динамической гимнастике, плавании. Нужны также прогулки «со смыслом», разговоры, экскурсии, путешествия, чтение и обсуждение книг.

Помните о том, что не каждая методика подойдёт вашему ребёнку. Изучите как можно больше подходов к раннему развитию. Это поможет избежать стрессов и ошибок. Возможно, из разных методик вы возьмёте разные элементы. Это будет только на пользу малышу.

Не ставьте временных рамок. Если вы поставите цель достичь определённых результатов к определённому времени, рано или поздно вы начнёте подгонять и нервировать кроху. Хочется предупредить родителей и о том, чтобы они не завышали требований к малышу, а также — не сравнивали его с другими «обычными» детьми. Ведь ваш малыш начал развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто не занимался, чем его сверстники.

Но самое главное — в процессе обучения слушать самого ребёнка. Поощряйте его уникальные наклонности, так вы поможете его таланту раскрыться во всей полноте.

avtorsЕсли вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.


Комментариев пока нет

    • Привет Гость
      Наш малыш

      Минутка досуга

      Отдохнем!

      Интерьер вашего дома

      Интерьер вашего дома

      Хотите узнать, как расположить диван или плазменный телевизор? Здесь вы можете спроектировать в онлайн программе все что угодно, и затем сохранить данные на компьютер.

      А изменить язык на русский вы можете в верхнем меню справа - с language на русский.


      Или вы можете скачать бесплатные программы для создания дизайна интерьера дома, квартиры, комнаты.. Достаточно выбрать ту, которая больше вам подходит.

      pCon.planner (85 Мб)

      IKEA Home Planner (8 Мб)

      Sweet Home 3D (39 Мб)

      Свежие комментарии

      Сайт для детей и их родителейКопирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник