Одной из отличительных особенностей подросткового возраста является то, что младшие и, в большей степени, старшие подростки очень много времени уделяют переживаниям, связанным с отношением к собственной личности. Их интересует и своё видение себя, и то, какими их видят окружающие. Фактически подросткам ничто не интересно так, как самопознание и самореализация, которая от него зависит. Дополнительно можно почитать здесь, что собой представляет психология подростка 16 17 лет.
Но вот что интересно: эти переживания почти всегда оказываются негативными, отрицательными. И их количество только увеличивается с возрастом. Откуда это берётся? Как правило, это результат восприятия подростками тех суждений и мнений, которые высказывают о них взрослые люди, прежде всего, родители и учителя. К сожалению, взрослые как раз чаще говорят об их недостатках, в которых прекрасно разбираются, а вот увидеть положительные черты, выделить их, подчеркнуть, часто забывают или не считают нужным.
Для того чтобы процесс самопознания и самореализации личности происходил в верном направлении, подростку очень важно научиться опираться на те положительные черты характера, которые у него есть, увлечения подростка могут серьёзно в этом помочь. Не самое важное в воспитании заставить подростка увидеть свои недостатки, поверьте, он и так чаще всего во всём винит себя (их нужно обозначить и подсказать, как с ними поработать, чтобы от них избавиться). Важнее всего научить его видеть, понимать и использовать свои сильные стороны, достоинства, положительные черты, особенно актуально это будет, когда на повестке дня встанет кризис подросткового возраста.
У самих подростков всегда вызывают только положительные эмоции сама возможность справляться со своими недостатками: «Я поборол свою лень и у меня получилось! Это возможно!» Т.е. здесь процесс самопознания переходит в самореализацию так, как это и должно быть, он знает, что лениться, но и понимает, что может с этим справиться. А что взрослые? Часто ли мы поддерживаем своего ребёнка в этом? Чаще всего, мы даже не задумываемся, что это для него важно, что подобные переживания ему свойственны и важны.
Старших подростков больше всего интересует, какими они станут в будущем, какая личность из них получится, просто они не умеют это формулировать так, как я. Всё это размыто в их сознании, пока не поговоришь с ними об этом. Именно этот возраст, как и младший юношеский, являются т.н. сенситивными периодами (поворотными пунктами в развитии, которые иногда принимают форму кризиса) для определения временной перспективы развития, системы постановки целей.
Если именно в этот период временная перспектива на будущее не приобретёт в голове подростка чётких очертаний или сформируется неправильно, то дальше самопознание и самореализация будут, мягко говоря, проходить очень сложно, в том числе и для родителей.
Одно из возможных последствий – отсутствие воли у учащегося или слабая воля. У этого может быть и ещё одна причина – слабость целей. Это происходит из-за того, что подростку бывает незачем преодолевать какие-либо препятствия, взрослые сами за него всё делают. Если появляется значимая цель, то она провоцирует появление сильной воли. Практика как раз доказывает, что если у подростка появляется важная для него жизненная цель, то многие проблемы в воспитании пропадают сами собой.
Если вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.
Комментариев пока нет