Родителям на заметку

Такой важный вопрос: «Почему?»

ЧП на всю школу! Такой важный вопрос В моём школьном детстве был такой случай. Одноклассник украл из учительской журнал и переправил три «единицы» по физике на «четвёрки». А из дневника страничку с этими отметками просто вырвал. ЧП на всю школу!

Его призвали на педсовет, стыдили, угрожали поставить на учёт в детскую комнату милиции. Всё раскрылось только тогда, когда в школу вызвали родителей.

А мама этого мальчика лежала в больнице с сердечным приступом. Он приходил к ней и рассказывал, что в школе всё хорошо. Не хотел беспокоить маму своими оценками. С физикой он никогда не дружил, но на слабенькую «троечку» всё же учился. Зато какие он писал стихи! Учительница литературы была в восторге.

Когда мама заболела, мысли его были очень далеки от ненавистного предмета, вот и нахватал «единиц», а тут представился случай забрать журнал из учительской. Он думал тогда об одном: «Только бы маме не рассказали о «единицах»! Ей расстраиваться нельзя!» Действовал скорее импульсивно, чем обдуманно. Вот и наломал дров. Хорошо, что классная руководительница сумела во всём разобраться. К тому времени, когда мама вышла из больницы, скандал был уже улажен, а «единицы» исправлены на «тройки».

Сегодня я хочу поговорить о том, как важен в жизни вопрос «почему?». Какая первая реакция на совершённый проступок? Естественно, осуждение и наказание. Когда ребёнок сделал что-то плохое, в первую очередь нужно остановиться, подавить в себе желание немедленно накричать, наказать и задуматься: «А почему? Что побудило? Во имя чего?» Захваченные пылом разбирательства, увлечённые стремлением раскрыть всю пагубность проступка, мы как-то упускаем эти важные вопросы.

Ещё один пример. Мальчик украл у родителей деньги, чтобы накормить друзей мороженым. В другом случае мальчик украл у родителей деньги, потому что его третировали старшеклассники и вымогали деньги. Поступок один, а мотивы разные. И реакция родителей должна быть разной, и наказание разное.

Не менее важно разобраться и в том, как сам ребёнок относится к своему поступку. Единичный это случай, из-за которого он переживает, или плохое поведение у него в системе и не вызывает раскаяния. И опять же почему?

Вот отрывок из «Исповеди» Ж.Ж. Руссо: «Вскоре, привыкнув к плохому обращению, я сделался менее чувствителен к нему, и оно стало казаться мне чем-то вроде естественного возмездия за воровство, возмездия, дававшего мне право продолжать свои проделки…
Я считал, что раз меня бьют, как воришку, это даёт мне право воровать. Усвоив эту идею, я стал воровать спокойнее, чем раньше. Я говорил себе: «Что же случилось в конце концов? Меня побьют. Пускай: я для этого и создан…»

Ребёнок отлично понимает всю предосудительность своего поведения. Но если его бесконечно наказывать, не разбираясь в причинах, душа его черствеет. Сколько можно привести случаев, когда ребёнок, постоянно осуждаемый за грубость, дерзость, драки, переставал стыдиться их и даже начинал в душе гордиться собой. Своеобразный способ самозащиты.

Слава Богу, мой не такой

Слава Богу, мой не такой Такой важный вопрос«Слава Богу, мой не ворует, не обманывает,— вздохнут сейчас с облегчением многие родители,— хороший мальчик. И вопрос «почему?» нам задавать не надо».

Хорошие поступки тоже могут иметь разную мотивацию. Однажды я восхитилась тем, что сын моих знакомых помогает бабушке уехать на дачу с маленьким братом, таскает коляску, поливает огород.

Оказалось, что родители обещали ему компьютер и поставили такое условие, потому что по-другому заставить мальчика помогать было невозможно. Так что это — хороший поступок или просто отработка повинности?

Другой ребёнок помогает родителям, вежлив с учителями, никогда не ссорится с друзьями. Возможно, это правильное воспитание с детства. Есть много таких детей, которых родители понимают, относятся вдумчиво к их воспитанию, и дети платят им тем же. Но возможен и другой вариант. Потребность всем нравиться может быть более опасна, чем демонстративная грубость. Таких детей труднее разглядеть, сложно оценить подлинные причины их поступков.

Очень хорошо сказала об этом Мариэтта Шагинян: «Я уверена — зоркое око матери или воспитателя сделает доброе дело, если разглядит их; и, может быть, обезвредит, если в своём подопечном будут они воспитывать одно очень важное качество: не стараться обязательно всем нравиться, быть всеми любимым или любимой. Это желание — всем и всегда быть по вкусу, быть приятной — есть самый вредный вид тщеславия, создающий слабые характеры. А хуже слабого характера — нет беды!»

Дать оценку тому или иному поступку ребёнка порой бывает очень сложно, ведь то, что лежит на поверхности, не всегда отражает истинные мотивы и очень важно в них разобраться. Хороший врач устраняет причину болезни, а не просто убирает симптомы. Вот и с детьми так. От скольких бы ошибок можно было предостеречь детей, сколько недостатков можно было бы исправить, если бы родители и педагоги задавали себе такой простой, но такой важный вопрос: «Почему?» Уважаемые родители, почаще задавайте его себе. И многое будет вам понятнее в ребёнке.

avtorsЕсли вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.


Комментариев пока нет

    • Привет Гость
      Семья

      Минутка досуга

      Отдохнем!

      Интерьер вашего дома

      Интерьер вашего дома

      Хотите узнать, как расположить диван или плазменный телевизор? Здесь вы можете спроектировать в онлайн программе все что угодно, и затем сохранить данные на компьютер.

      А изменить язык на русский вы можете в верхнем меню справа - с language на русский.


      Или вы можете скачать бесплатные программы для создания дизайна интерьера дома, квартиры, комнаты.. Достаточно выбрать ту, которая больше вам подходит.

      pCon.planner (85 Мб)

      IKEA Home Planner (8 Мб)

      Sweet Home 3D (39 Мб)

      Сайт для детей и их родителейКопирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник