В моём школьном детстве был такой случай. Одноклассник украл из учительской журнал и переправил три «единицы» по физике на «четвёрки». А из дневника страничку с этими отметками просто вырвал. ЧП на всю школу!
Его призвали на педсовет, стыдили, угрожали поставить на учёт в детскую комнату милиции. Всё раскрылось только тогда, когда в школу вызвали родителей.
А мама этого мальчика лежала в больнице с сердечным приступом. Он приходил к ней и рассказывал, что в школе всё хорошо. Не хотел беспокоить маму своими оценками. С физикой он никогда не дружил, но на слабенькую «троечку» всё же учился. Зато какие он писал стихи! Учительница литературы была в восторге.
Когда мама заболела, мысли его были очень далеки от ненавистного предмета, вот и нахватал «единиц», а тут представился случай забрать журнал из учительской. Он думал тогда об одном: «Только бы маме не рассказали о «единицах»! Ей расстраиваться нельзя!» Действовал скорее импульсивно, чем обдуманно. Вот и наломал дров. Хорошо, что классная руководительница сумела во всём разобраться. К тому времени, когда мама вышла из больницы, скандал был уже улажен, а «единицы» исправлены на «тройки».
Сегодня я хочу поговорить о том, как важен в жизни вопрос «почему?». Какая первая реакция на совершённый проступок? Естественно, осуждение и наказание. Когда ребёнок сделал что-то плохое, в первую очередь нужно остановиться, подавить в себе желание немедленно накричать, наказать и задуматься: «А почему? Что побудило? Во имя чего?» Захваченные пылом разбирательства, увлечённые стремлением раскрыть всю пагубность проступка, мы как-то упускаем эти важные вопросы.
Ещё один пример. Мальчик украл у родителей деньги, чтобы накормить друзей мороженым. В другом случае мальчик украл у родителей деньги, потому что его третировали старшеклассники и вымогали деньги. Поступок один, а мотивы разные. И реакция родителей должна быть разной, и наказание разное.
Не менее важно разобраться и в том, как сам ребёнок относится к своему поступку. Единичный это случай, из-за которого он переживает, или плохое поведение у него в системе и не вызывает раскаяния. И опять же почему?
Вот отрывок из «Исповеди» Ж.Ж. Руссо: «Вскоре, привыкнув к плохому обращению, я сделался менее чувствителен к нему, и оно стало казаться мне чем-то вроде естественного возмездия за воровство, возмездия, дававшего мне право продолжать свои проделки…
Я считал, что раз меня бьют, как воришку, это даёт мне право воровать. Усвоив эту идею, я стал воровать спокойнее, чем раньше. Я говорил себе: «Что же случилось в конце концов? Меня побьют. Пускай: я для этого и создан…»
Ребёнок отлично понимает всю предосудительность своего поведения. Но если его бесконечно наказывать, не разбираясь в причинах, душа его черствеет. Сколько можно привести случаев, когда ребёнок, постоянно осуждаемый за грубость, дерзость, драки, переставал стыдиться их и даже начинал в душе гордиться собой. Своеобразный способ самозащиты.
Слава Богу, мой не такой
«Слава Богу, мой не ворует, не обманывает,— вздохнут сейчас с облегчением многие родители,— хороший мальчик. И вопрос «почему?» нам задавать не надо».
Хорошие поступки тоже могут иметь разную мотивацию. Однажды я восхитилась тем, что сын моих знакомых помогает бабушке уехать на дачу с маленьким братом, таскает коляску, поливает огород.
Оказалось, что родители обещали ему компьютер и поставили такое условие, потому что по-другому заставить мальчика помогать было невозможно. Так что это — хороший поступок или просто отработка повинности?
Другой ребёнок помогает родителям, вежлив с учителями, никогда не ссорится с друзьями. Возможно, это правильное воспитание с детства. Есть много таких детей, которых родители понимают, относятся вдумчиво к их воспитанию, и дети платят им тем же. Но возможен и другой вариант. Потребность всем нравиться может быть более опасна, чем демонстративная грубость. Таких детей труднее разглядеть, сложно оценить подлинные причины их поступков.
Очень хорошо сказала об этом Мариэтта Шагинян: «Я уверена — зоркое око матери или воспитателя сделает доброе дело, если разглядит их; и, может быть, обезвредит, если в своём подопечном будут они воспитывать одно очень важное качество: не стараться обязательно всем нравиться, быть всеми любимым или любимой. Это желание — всем и всегда быть по вкусу, быть приятной — есть самый вредный вид тщеславия, создающий слабые характеры. А хуже слабого характера — нет беды!»
Дать оценку тому или иному поступку ребёнка порой бывает очень сложно, ведь то, что лежит на поверхности, не всегда отражает истинные мотивы и очень важно в них разобраться. Хороший врач устраняет причину болезни, а не просто убирает симптомы. Вот и с детьми так. От скольких бы ошибок можно было предостеречь детей, сколько недостатков можно было бы исправить, если бы родители и педагоги задавали себе такой простой, но такой важный вопрос: «Почему?» Уважаемые родители, почаще задавайте его себе. И многое будет вам понятнее в ребёнке.
Если вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.
Комментариев пока нет