Тема детских страхов актуальна всегда. Сам термин «страх» в последнее время у всех на устах, просто повальная мода! С чем это связано? Конечно, со средствами массовой информации, в первую очередь. Конец света, катастрофы, маньяки и т.д. и т.п.
Интернет пестрит этими кошмариками даже в рекламных баннерах, по телевидению негатив во всей красе на любом канале, особенно в новостях и популярных, так называемых, «документально-научных» фильмах про всё тот же конец света…. Так что мы – взрослые, не скучаем, развлекаем себя страшилками по полной.
А что же дети? У наших детей есть глаза и уши, они не только впитывают информацию из телевизора, радио, компьютера самостоятельно, они еще видят и чувствуют нашу с вами реакцию на «страшные темы», они слышат и анализируют наши разговоры, в том числе и телефонные. Вполне понятно, что у современных детей выбор страхов явно увеличился со времен моего детства, когда мы боялись бабы Яги и Бабая (я утрирую, конечно). Ко мне часто обращаются с темой детских страхов, и пока ни один ребенок не сказал: «Я боюсь Бабы Яги!» Были страхи под названием «Робот-убийца», «Злые инопланетяне, которые прилетят на землю и всех сожгут», «Супермутанты из космоса». Вот таких персонажей боятся 5-6 летние дети. Откуда дети узнали о таких чудищах? Из фильмов и компьютерных игр. Почему забыли Ягу и Кощея? Да потому, что сказки детям читают редко или не читают вовсе…
Когда я спрашиваю родителей, почему их 5-летний ребенок не знает сказку «Три поросёнка», они дружно отвечают, что он не желает слушать сказки вообще, зато долгое время сидит за компьютером и играет. Потом выясняется, что и колыбельные в своё время крохе не пели, и потешки не читали, и уж тем более в ролевые игры не играли. А теперь, когда ребенок увлекся компьютерными играми про мутантов, ему не захочется читать про Ивана-царевича и серого волка, он и в 3D варианте посмотрит.
Вернемся к страхам… В 5-6 лет детская психика не просто чувствительная и неустойчивая, она очень восприимчивая! Картина мира в этом возрасте строится на различных впечатлениях, ощущениях и фантазиях. Мы, взрослые, со своей вечной занятостью, часто не замечаем, что ребенок чем-то озадачен, встревожен. У нас нет времени, а иногда и желания, просто поговорить с ребенком. Сесть с ним рядом, обнять, сказать, как его любим, и просто поинтересоваться, как его дела, почему он сегодня грустный. К психологу обращаются, как правило, с запущенной ситуацией, когда страх уже имеет тяжелые последствия – энурез, заикание, тревожный сон с частым просыпанием, замкнутость или агрессивное поведение. Часто родители не знают, что именно вызвало этот страх.
Ещё бы! Скорее всего, этот эпизод прошел для них незаметно и очень давно. Если бы ситуация, вызвавшая страх у ребенка, не прошла мимо родителей, всё бы обернулось пользой для всех. Родители разъяснили бы ребенку напугавший его момент, поддержали его, вызвали чувство доверия и, тем самым, укрепили бы свой родительский авторитет. Ребёнок, в свою очередь, приобрел бы жизненный опыт, осознал и проанализировал напугавшую его ситуацию, почувствовал эмоциональное тепло к родителям, чувство своей защищённости в семье.
Как избежать запущенных случаев, предотвратить невротическое расстройство у ребенка, вызванное испугом? Что в наших силах? Поговорим, как вести себя в ситуациях, когда ребенок чего-то испугался (или боится) в вашем присутствии. Рассмотрим самые распространенные:
Малыш боится воды и наотрез отказывается купаться
Достаточно распространенный страх в возрасте от 0 до 2-х лет. Причины возникновения такого страха могут быть разными – в прошлый раз вода была некомфортной температуры (слишком горячая или, наоборот, прохладная), поскользнулся (потерял равновесие, наглотался воды), имели место резкие звуки во время купания и т.д.
Результат один – кроха устраивает слёзы и громко возмущается. Здесь главное не перегнуть палку и не устраивать насильственные приёмы. Ваша задача – превратить купание в игру. Для начала можно налить воду в небольшой тазик и дать малышу небольшую плавающую игрушку. Пусть «помоет» её, «научит плавать». Будьте готовы к лужам и брызгам, поэтому подготовьте место для игры заранее.
Яркие игрушки для ванны могут спасти положение и в ванночке ребёнка. Сначала купаться «идёт» уточка, лягушка, а теперь Ванечка 🙂 . Купите малышу плавательный круг – это работает почти в 100% случаев! Детям постарше можно купить специальные краски для рисования в ванной. Не забывайте хвалить кроху за новые достижения!
На прогулке к ребенку подбежала собака, и он сильно испугался
Здесь много разных нюансов – какая собака (большая, маленькая), с какой целью подбежала (просто обнюхать, поиграть, облаять, укусить). В любом случае, вы своей реакцией не должны напугать ребёнка ещё больше своими криками и резкими действиями.
Если собака небольшая и дружелюбная, подбежала из интереса, то можно остановиться, объяснить малышу поведение собаки. Например, «Смотри, собачка хочет с тобой познакомиться. Давай её погладим?» Всё прошло хорошо? Ребёнок отвлёкся от первого испуга? Если да, то продолжите по ходу прогулки разговор о собаках. Расскажите, какая это порода, чем она интересна. Обязательно скажите, что есть и не очень дружелюбные породы, и к ним не стоит подходить.
Если прошло не всё так гладко, и ребёнок сильно испугался, расплакался. В таком случае, возьмите малыша на руки, успокойте, по возможности быстрее переключите его внимание на другие уличные события. Если по прошествии пары дней ребёнок вспоминает ситуацию с тревогой, то здесь уже лучше применить сказкотерапию (в любом возрасте) и рисуночный метод (если ребёнок старше 4 лет и уже владеет карандашом). Не помешает и консультация хорошего детского психолога.
Если есть желающие узнать, как использовать в данном случае метод сказкотерапии и рисунок, пишите в отзывы – посвятим отдельную беседу этим полезным инструментам.
Не остаётся один в комнате или боится темноты
Ну что ж… Это самые распространенные страхи у детей с 3 до 5 лет. В этом возрасте они считаются нормой. Не стоит применять спартанский тип воспитания, войдите в положение ребёнка и не раздражайтесь в ответ на его жалобы. Не оставляйте его одного в комнате и, тем более, в квартире.
Купите красивый ночник, сейчас с этим проблем нет. Не закрывайте дверь в детскую. На ночь читайте только добрые, позитивные сказки. Часто дети просят остаться рядом, пока они не уснут. Эту просьбу тоже лучше выполнять. Не думайте, что так вы можете избаловать ребёнка.
Если не прислушаться к этим страхам, они могут закрепиться надолго и дать о себе знать в различных проявлениях уже взрослой жизни. Ни в коем случае не высмеивайте страхи малыша, так вы нанесёте ему двойной-тройной вред – страхи вырастут, самооценка упадет, и доверие к вам явно ослабнет. Согласитесь, многие взрослые боятся темноты, замкнутых пространств и одиночества (в плане быть одному дома). Они заводят домашних питомцев, покупают ночники, и никто над ними не смеётся.
Подведем итог в виде дружеских советов
В стрессовой ситуации не пугайте ребёнка ещё больше своей бурной реакцией. Сохраняя спокойствие и адекватность, Вы сообщаете ребёнку примерно следующее: «Я с тобой, значит всё хорошо. Я надёжная и рассудительная мама и смогу защитить тебя». В противном случае, ребёнок, испугавшись сам, видит, что мама в истерике и боится больше него. Картина мира в глазах крохи рушится, он чувствует себя абсолютно незащищенным в трудной ситуации, ведь самый близкий и родной человек показал себя слабым и неопытным.
- Не игнорируйте страхи малыша, окажите ему поддержку в виде некоторых уступок (например, посидеть с ним до засыпания). Он никогда не забудет об этом и будет Вам благодарен всю жизнь.
- Не смейтесь над проблемами ребёнка даже в шутку, это очень унижает его как личность. Не забывайте, что доверие детей потерять просто, вернуть – практически невозможно.
- Будьте внимательны к детям, их настроению и переживаниям, умейте правильно слушать.
- Читайте детям сказки с раннего детства, стихи, потешки! Пойте колыбельные на ночь и забавные песенки днём. Честное слово, на это не так много требуется времени. На телефонные разговоры и телевизор мы тратим, порой, гораздо больше.
- Режим дня – это не прихоть педиатров и психологов! Ненормированный режим дня ребёнка сам по себе может привести к психическим расстройствам, особенно это касается сна.
- За компьютером и телевизором ребёнок до 8 лет не должен проводить более 1 часа (спросите у любого офтальмолога).
- Постарайтесь исключить сцены агрессии и насилия из жизни ребенка.
К специалисту также не грех обратиться. Он может разглядеть тонкости в причинно-следственных связях появления таких страхов и провести коррекционные занятия с ребенком.
Если вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.
7 комментариев