Эта статья написана в продолжение темы «Умеем ли мы общаться?» Мы можем кардинально изменить качество нашего общения с людьми, а также качество самой нашей жизни, если начнем обращать внимание на наши ошибки, которые мы допускаем в процессе нашего общения с другими людьми. Как не нужно общаться и чего необходимо избегать в процессе общения, если мы хотим выстраивать гармоничные и эффективные взаимоотношения?
Мы не слушаем, а только делаем вид, что слушаем
Каждый из нас сможет припомнить, когда во время беседы мы пропускали слова нашего собеседника мимо ушей, думая о чем-нибудь своем. Мы ему даже поддакиваем, говорим какие-то слова, типа: «ага, угу»; «я слушаю, слушаю» или даже: «я внимательно тебя слушаю». На самом деле, мы просто обманываем человека и просто игнорируем его. Рано или поздно он это заметит и в другой раз тысячу раз подумает, а стоит ли с нами откровенничать.
Мы слышим только кусочки из разговора
Это по своей сути то же самое игнорирование разговора, когда нам не очень–то и хочется слушать и вникать в этот разговор, но вдруг в речи собеседника прозвучало что-то, что вдруг привлекло наше внимание. Например, наш ребенок пришел со школы и мы его спрашиваем о том, как прошел его день в школе. Ребенок начинает что-то рассказывать, но, послушав пару минут, мы погрузились в свои мысли и вдруг до нашего сознания доходит, ведь он сказал, что получил двойку!
О! Вот тут-то мы включаемся и начинаем «воспитательный процесс». Но мы не знаем всей картины целиком, мы же всё прослушали, возможно, и не услышали тех причин, по которым это произошло. Но двойка - это как «красная тряпка для быка», и мы не разобравшись, кидаемся сразу в бой! Нет ничего удивительного, если наш ребенок в следующий раз не будет ничего нам рассказывать, и ответит, что все у него хорошо и будет скрывать свои проблемы, опасаясь навлечь на себя разъяренного быка.
Это рано или поздно приведет к потере нашего контакта с ребенком. Тоже же самое происходит и в любых наших отношениях
Мы влезаем в чужую беседу со своими комментариями
Когда мы не вникая в разговор собеседников, вдруг слышим что-то, на что мы непременно должны отреагировать, как на ту же «красную тряпку». Допустим, один из супругов делает замечание ребенку по какому-то поводу, а мы считаем необходимым вклиниться в эту беседу и добавить свои умозаключения по этому поводу, выступая «группой поддержки» той или другой стороны. О каком взаимопонимании тут может идти речь? Чего мы достигнем, если усиливаем силу нападения или когда мы тут же подрываем авторитет другого человека? Скорее всего «воспитательный процесс» ребенка плавно переплывет в ссору между родителями. Не лучше ли дождаться окончания беседы и потом высказать свое мнение по этому поводу, а еще лучше, отдельно побеседовать с ребенком через какое-то время, когда он успокоится.
Или еще пример. Допустим, что став вольным или невольным свидетелем беседы двух коллег, мы вдруг услышали знакомую фамилию бывшего сотрудника, о котором давно ничего не слышали. Но нам хочется узнать что-то о нем, и мы, не дожидаясь окончания беседы коллег, вклиниваемся в их разговор и уводим их беседу в совершенно другую сторону.
Игнорируем чувства и переживания говорящего
Представим, что мы внимательно вслушиваемся в слова собеседника. Мы не притворяемся и в самом деле слушаем и стараемся вникнуть в смысл его слов. И казалось бы, это эффективный способ общения! Но одни слова — это далеко не все. Как выяснили ученые, словами мы передаем только 10% всей информации, остальные 90% — это жесты, мимика и интонации.
Довольно часто встречаются случаи, когда человек говорит одно, а чувствует совсем другое. Поэтому, если мы будем обращать внимание только на слова и их смысл, не обращая внимания на эмоциональное состояние собеседника, у нас может сложиться довольно искаженное впечатление. К тому же, мы практически всегда интерпретируем слова собеседника через своё представление о жизни и пропускаем их через призму своего собственного опыта. А наши убеждения и наш опыт могут сильно отличаться от убеждений и опыта собеседника. Поэтому очень часто происходит следующее: мы говорим одно — а собеседник воспринимает всё совсем по другому. Мы разговариваем на разных языках! Если мы не подключаемся к собеседнику эмоционально, у нас мало шансов на истинное взаимопонимание.
Итак, мы коснулись некоторых моментов, как не нужно общаться. Я буду очень благодарна, если в комментариях вы дополните, каких еще моментов в нашем общении нам нужно избегать. А в следующей статье мы коснемся темы, как не стоит реагировать на слова собеседника.
Если вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.
3 комментариев