Наверное, ни для кого не секрет, что очень часто в семьях, особенно с большой разницей между детьми, младшие дети доставляют своим родителям гораздо больше проблем, чем старшие дети. Часто именно младшие дети более склонны к всевозможным «приключениям», и им отлично удается манипулировать родителями.
Я это не раз наблюдала в других семьях и всегда считала, что в этом виноваты сами родители, потому что они больше балуют младших детей. Поэтому, чтобы избежать разного отношения к детям, у нас запланированно появились погодки. Когда же у нас появился второй сын, моя подруга мне сказала: «он у тебя появился, чтобы тебе жизнь медом не казалась и чтобы ты поняла, что такое воспитывать ребенка!!!»
Дело в том, что старший малыш у меня был очень спокойный, послушный ребенок, с которым я вообще не знала никаких проблем. Младшенький же перевернул всю нашу жизнь с ног на голову. Он не слушался вообще, жил своей жизнью, делал только то, что ему нравится и управлять им было невозможно. Мы с мужем не могли с ним справиться, не могли поставить в угол, он там просто не стоял, его нельзя было чем–нибудь припугнуть, он никого и не боялся. Реакция на слово «нельзя» была полностью противоположной – «значит, нужно попробовать».
Стоило оставить его на пару минут одного в комнате, он тут же оказывался в запретном месте. В двухлетнем возрасте он безвозвратно вывел из строя и телевизор, и холодильник, и стиральную машину. Это было стихийное бедствие, и мы с мужем были в шоке - как же мы вырастим хорошего человека, если мы не можем справиться с двухлетним ребенком? А что же дальше-то будет? Причем, все кто его видел впервые, удивленно меня спрашивали: «Что ты наговариваешь на ребенка? Он такой милый и застенчивый мальчик!» Но, все с кем ему потом приходилось общаться подольше: и бабушки с дедушками, и воспитатели в яслях, и учительница начальных классов – все безрезультатно пытались сломать его характер.
Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не слова одного моего пожилого сотрудника: «Наталья, из тихих детей потемкины не рождаются! Принимай его таким, какой он есть! У тебя растет сильный ребенок, который способен проявлять свою волю». И только тогда, когда мы стали общаться с ребенком на равных, признав в нем личность и стали считаться с его интересами, мы стали постепенно находить с ним контакт.
Сейчас, оглядываясь назад, я очень хорошо вижу наши ошибки в воспитания, поэтому хочу поделиться своими выводами с теми, у кого, возможно, тоже возникают подобные проблемы. Если ребенок нас не слушается, то безусловно, есть определенная причина его непослушания, которую необходимо выяснить как можно раньше.
Почему обычно ребенок не слушается?
- Ребенку недостаточно внимания и он борется за то, чтобы его получить. Родители чаще обращают внимание на неадекватное поведение, чем когда ребенок ведет себя положительно. Поэтому ребенок привлекает к себе наше внимание непослушанием.
- Ребенок хочет отомстить. Причин может быть множество: несправедливо наказали; что-то пообещали, но не сделали; братика похвалили, а его нет; не выполнили какой–нибудь его каприз. Внутренне ребенок, переживает, а внешне – протестует.
- Когда ребенка постоянно ругают и критикуют, он уже не верит в то, что его похвалят и думает, что незачем и стараться, потому что он все равно плохой.
- Наконец, ребенок борется за самоутверждение своего «Я». Он хочет что-то делать по-своему, заниматься тем, чем ему хочется, и наоборот, протестует против опеки родителей, которые не разрешают или постоянно отвлекают его от интересных ему дел (например, исследовать холодильник или телевизор). Такой ребенок хочет все делать сам, поэтому он проявляет упрямство и действует наперекор.
Когда причина плохого поведения ребенка понятна, естественно, возникает вопрос - что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему? С первыми тремя типами поведения вроде бы всё понятно – уделять больше внимания, не делать различий по отношению к другим детям, не давать пустых обещаний, быть честными, поменьше ругать, а хвалить почаще и т.д. Об этом очень много написано статей и публикаций в интернете, я повторяться не буду.
А вот что делать с самоутверждением ребенка... Тут гораздо сложнее! Шаг влево, шаг вправо - минное поле. Дело в том, что такой ребенок уже личность, а вот в каком направлении будет развиваться ребенок - в положительном или отрицательном - зависит в первую очередь от нас, родителей, от того, какие ценности мы в него вложим.
Если вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.
7 комментариев