Сегодня поговорим о том, как родители могут помочь, если ребёнок боится какого-то конкретного персонажа. Это может быть ведьма, которая часто снится; чудовище, которое ночью сидит в шкафу. Последний пример из моей практики – медведь, который приходит во время дневного сна в детском саду. Первое, что надо сделать – это поговорить с ребёнком о его страхе.
- Кого он боится. Что это за существо, как его зовут, кто он.
- Как он выглядит (рост, описание внешности).
- Когда он появился в жизни ребёнка (возможно, после психологической травмы).
- В какое время он появляется и что делает.
- Что он хочет от ребёнка (по мнению ребенка, конечно).
Такой разговор необходимо вести в доверительной атмосфере, применяя технику активного слушания. Важно, чтобы вы смогли выслушать ребёнка от начала до конца, а поскольку неизвестно, сколько по времени займет этот разговор, то начинать его надо тогда, когда вы никуда не торопитесь. Переходить к рисованию можно тогда, когда вы сами посчитаете уместным. Можно предложить ребенку нарисовать пугающий объект в самом начале разговора, а дальнейший рассказ ребёнок сможет продолжать рисуя. А можно и под завершение разговора. Для рисунка следует дать ребёнку белый лист бумаги формата А4, простой карандаш (полумягкий) и ластик.
Обратите внимание на сам рисунок. Как сильно ребенок нажимает на карандаш, какую часть листа занимает персонаж, какие «угрожающие» части имеет (рога, когти, клюв, шипы). Если нажим на карандаш очень сильный, а размер существа почти во весь лист, то страх действительно не шуточный. Частое стирание ластиком также свидетельствует о повышенном уровне тревожности. Подробнее в статье «Что рисует ваш ребенок».
Вот рисунок готов, можно переходить к «терапевтической» части. Хотя, если честно, процесс терапии начался тогда, когда ребёнок начал рассказывать о своём страхе, раскрываться перед вами. Это немаловажный момент, он называется проговаривание проблемы.
Теперь берём цветные карандаши! Чем больше цветов – тем лучше. Хорошо, если в пачке будут карандаши розового, голубого, светло-зелёного цвета, и конечно яркие, насыщенные оттенки. Начинаем превращать «монстра» в весёлого, дружелюбного знакомого! Можно приодеть его в забавную одежду, покрыть с ног до головы цветочками, бантиками и т.п. Если выражение лица (морды) изначально было злым, то после переодевания самое время добавить доброты и дружелюбия. В процессе превращения необходимо объяснить ребёнку важность этого занятия. «Он был очень злым и одиноким. Возможно, просто хотел познакомиться с тобой, но вместо этого сильно напугал. Теперь он совсем не злой, а даже наоборот…» и т.д. и т.п. в зависимости от предыстории и возраста ребёнка. Можно нарисовать друзей для персонажа, с которыми он будет дружить и уже точно никогда не станет злым. Можно «построить» ему домик, которого у него не было, и поэтому он был злым.
На рисунке вы видите, как огромный белый медведь, пугавший девочку 5 лет во время дневного сна в садике, превращается в циркового медведя, веселящего публику. После «превращения» медведь не появлялся. Обычно такая техника здорово помогает и страх улетучивается. В случае, если страх не уходит, необходимо всё-таки обратиться к психологу.
Если вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.
6 комментариев