Развитие ребенка

Вы слушаете своего ребенка? А слышите ли?

Вы слушаете своего ребенка? А слышите ли? вы слушаете своего ребенка
Вы слушаете своего ребенка? А слышите ли?

Давайте продолжим тему детского воспитания и поговорим на повседневную тему «как я общаюсь со своим ребёнком». Тема стара как мир, а прогресса всё нет. Как разговаривали в повелительно-поучительном тоне с детьми, так и продолжаем до сих пор.

Прошлая статья «Воспитание – любовь или дрессировка?» отозвалась в душе многих родителей, мне даже на электронную почту отзывы-истории прислали. Некоторые родители первый раз услышали термин «принимать» в русле воспитательной темы. Будем считать, что все вы прочли пост о «любви и принятии» и готовы продолжить.

Вспомним один из тех случаев, когда ребёнок пришёл расстроенный с прогулки, из садика, школы. Как Вы среагировали? Уверена, что больше половины из Вас спросили: «Что случилось?», «Ты чего такой грустный?», «Тебя кто-то обидел?». На что получили ответ: «Ничего не случилось», «Нормальный я», «Никто не обидел». Знакомая ситуация? Как Вы думаете, Ваш вопрос сильно прояснил ситуацию? Скорее всего, совсем не прояснил, даже напротив, запутал. Теперь ребенок еще больше надулся, замкнулся в себе и не проявляет желания общаться с Вами. Что пошло не так?!

Другая ситуация – ребенок на Ваш вопрос «Что случилось?» всё-таки отвечает и рассказывает в чём проблема. Например, отобрали в садике машинку, больно толкнули, обозвали, несправедливо оценил учитель и т.д. Ваша реакция? Хотите, отгадаю?

  1. Начнёте советовать и предлагать готовые решения «А ты бы взял и сказал ему…», «Я бы на твоём месте…» и т.д.
  2. Будете объяснять, что привело к такой ситуации, приводить доводы, читать лекции и учить жизни.
  3. А может и дойдёт до критики и обвинений «сам виноват, я тебе говорила…»
  4. Начнёте успокаивать: «Ну, ничего страшного…»

Вот список самых распространенных родительских реакций. Есть ещё, но о них чуть позже.

Методика активного слушания ребенка

Методика активного слушания ребенка вы слушаете своего ребенка
Методика активного слушания ребенка

Так как же правильно вести себя в ситуациях, когда ребёнок расстроен, обижен, подавлен? Ответ: активно выслушать его! Активное слушание – одна из замечательных техник в психологии, лучше всего описанная Ю. Б. Гиппенрейтер. Итак, что же такое активное слушание и как его применять.

Активно слушать ребёнка – значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, обозначив при этом его чувство. Представим, что ребёнок пришел из школы сам не свой. Первое, что надо сделать – повернуться к нему лицом и расположитесь так, чтобы ваши глаза были на одном уровне (присядьте на стул, сядьте вместе на диван). Если ребёнок маленький, то посадите его на колени. Можно просто обнять и прижать к себе. Это очень важное условие! Ваше положение по отношению к ребенку уже говорит о готовности выслушать, принять и помочь.

Второе и тоже очень важное условие – не задаём вопросов!!! Констатируем чувства ребёнка в утвердительной, а не вопросительной форме. Пример:

  • Дочь (насупившись): Я больше с Катей не играю!
  • Родитель: Ты на неё обиделась (сердита, зла).

Почувствуйте, насколько утвердительная форма предложения отражает то, что Вы настроились на волну ребёнка и готовы принять его огорчение. Для сравнения, почувствуйте, как бы здесь прозвучал вопрос «Ты что, обиделась на неё?». Вопрос явно не выражает Вашего сочувствия. Третье важное условие – держим паузу! Не нападайте на ребёнка своими констатациями, пусть даже в утвердительной форме. После каждой фразы ребёнка выдерживайте паузу. Она необходима для того, чтобы ребенок собрался с мыслями и с духом. Возможно, он подбирает нужные слова, а Вы собьете его, и ребенок замолчит и замкнется.

Четвёртое важное условие – в Вашем ответе полезно повторить происходящую ситуацию, как Вы её поняли, и при этом обозначить чувство ребёнка. Пример:

  • Дочь: Я больше с Катей не играю!
  • Родитель: Не хочешь с ней больше дружить, (повторяем ситуацию, как мы ее поняли).
  • Дочь: Да, не хочу.
  • Родитель (после паузы): Ты на неё обиделась. (обозначаем чувство).

Начинать использовать активное слушание – всегда непросто. Для нашей культуры такой стиль общения очень непривычный, поэтому овладеть техникой активного слушания получится не сразу. Главное не отчаиваться при первых промахах. Лично у меня раза с 5-6 начало получаться. Многие родители не могут привыкнуть к утвердительной форме, им она кажется неестественной.

В таком случае, я предлагаю упражнение: представьте, что Вам позвонила подруга и говорит «купила сегодня на распродаже кофточку, дома обнаружила брак» Вы: «Расстроилась, конечно». Она: «Ещё бы! Я такую по всему городу искала». Суть в том, что когда Вам изливает душу подруга, Вы очень часто применяете утвердительные фразы.

Техника активного слушания

Техника активного слушания вы слушаете своего ребенка
Техника активного слушания

Часто у «родителей-новичков» возникает проблема с подбором нужных слов. Это тоже не беда. Старайтесь не повторять слово в слово за ребёнком, подбирайте синонимы, как в примерах выше (не играю – не дружишь).

Когда техника активного слушания приживётся в Вашем сознании, Вы увидите, сколько плюсов она имеет. Во-первых, у ребёнка ослабевает или полностью исчезает стрессовая эмоция (гнев, обида). Во-вторых, убедившись в том, что родитель готов выслушать и понять, ребёнок начинает раскрываться и рассказывает гораздо больше, чем связано с данной ситуацией. Выясняются подробности обид и травм, которые произошли гораздо раньше и не связаны напрямую с сегодняшней ситуацией.

Третий плюс заключается в том, что ребёнок в процессе активного слушания сам приходит к нужному решению ситуации. Кроме того, родители, использующие технику достаточно долго (более 3-х месяцев) замечают, что дети сами начинают активно слушать их, родителей! Благодаря активному слушанию дети становятся ближе к родителям, а родители – к детям.

По своему опыту знаю, что техника перестаёт быть техникой уже через 3-6 месяцев. Она приживается и превращается в обычное общение с ребёнком. Слова находятся быстро и утвердительные предложения звучат естественно. Не стоит забывать, что активное слушание мы применяем ТОЛЬКО В СТРЕССОВЫХ для ребёнка ситуациях, когда он обижен, рассержен и т.д.!!! В остальное время общайтесь как прежде 🙂 .

В следующий раз поговорим про самые распространенные ошибки, допускаемые родителями при использовании активного слушания.

avtorsЕсли вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.


14 комментариев

    • Привет Гость
    • Какая классная статья! Спасибо! Вроде все знаешь, а когда доходит к делу, допускаешь все те же ошибки!
    • Спасибо,  Алёна! На самом деле всё очень просто только в теории, и как родитель я знаю, что теория во многом отличается от повседневной практики))) И на себе знаю, как непросто поначалу применять две основных практики – «активное слушание» и «Я-сообщения». Но после 2-3-х месяцев проб и ошибок я поняла, насколько они действенны! С другими родителями мы обсуждаем эти методы на семинарах и тренингах, потом через какое-то время они делятся впечатлениями и не один из них не остался недовольным. Кстати, активное слушание я использую не только с ребенком, но и с близкими)))
    • Очень нужная и полезная статья и вопрос поднят очень актуальный, - делая ошибки в воспитании, мы потом сетуем на то, почему наши дети такие вот не хорошие и тому подобное.
    • Мы, родители, очень любим поучать и давать советы, но совершенно не умеем слушать. А потом обижаемся, что наши рекомендации никого не интересуют и никто в них не нуждается)))). Нас так воспитывали и мы продолжаем наступать на те же грабли. Выход есть из этого круга, если у родителей есть желание выйти из него. На родительских тренингах примерно половина родителей выходят из круга и переходят на новый уровень общения с ребенком и близкими. Результат не заставляет себя долго ждать.
    • Мне иногда бывает очень трудно просто что-то простейшее объяснить, не то что выдерживать паузу. Вроде дочка самый дорогой для меня человек, а именно с ней и тяжелее всего общаться. Почему-то чужих детей я больше понимаю.
      • Так, к сожалению, бывает… Клавдия, не отчаивайтесь. Постарайтесь воспринимать дочь как уникальную и совершенно отдельную от Вас личность, которая пришла в этот мир, благодаря Вам. Не всегда дети на нас похожи, не всегда легко с ними общаться, но им то тоже с нами трудно. Они тоже не понимают почему мы их не понимаем…
    • Поняла, что частенько действительно не слышу… Такие статьи очень полезны родителям. Есть над чем задуматься.
    • Наш сын еще маленький и пока острых проблем не возникает. Но на будущее - знать и уметь правильно реагировать на состояние ребенка очень важно. Спасибо, Наталья! Я рекомендую Ваш сайт своим подругам, у которых дети постарше.
    • Мы отражение наших родителей и зачастую воспитываем своих детей так же, как нас воспитывали. Статья показывает, что мы должны самосовершенствоваться каждый день (знаю, это не легко), но и наши дети растут, меняются каждый день!
      • Согласна, что мы часто наступаем на те грабли, которые достались нам по наследству :-). Но знаю по себе, что если с самого начала выстроить с ребёнком дружеские отношения, то грабли из прошлого можно обойти. Спасибо!
    • Спасибо, у Вас такие нужные и полезные статьи! Действительно, обычно мы воспитываем наших детей так, как воспитывали нас наши родители, даже если этот стиль воспитания нам совсем не нравился((. Очень хочется, чтобы наши детки росли счастливыми, и для этого нужна большая работа над собой, огромное терпение, чего мне, к сожалению, часто не хватает. Всё,начинаю применять Ваши советы на практике!!!
      • Спасибо, Галина! Всё никак не напишу о второй технике – «я-сообщения». Применение этих двух техник – активное слушание и я-сообщения – изменили жизнь в лучшую сторону во многих семьях (в моей тоже) :-) После поста о сосании пальца, напишу про я-сообщения :-)
    • Дети уже выросли и если бы я прочитала что-то похожее лет 25-30 тому назад, как бы это мне помогло в воспитании моих мальчиков. Ну, ничего, значит, полученные знания буду применять к внукам. Спасибо!
    Наш малыш

    Минутка досуга

    Отдохнем!

    Интерьер вашего дома

    Интерьер вашего дома

    Хотите узнать, как расположить диван или плазменный телевизор? Здесь вы можете спроектировать в онлайн программе все что угодно, и затем сохранить данные на компьютер.

    А изменить язык на русский вы можете в верхнем меню справа - с language на русский.


    Или вы можете скачать бесплатные программы для создания дизайна интерьера дома, квартиры, комнаты.. Достаточно выбрать ту, которая больше вам подходит.

    pCon.planner (85 Мб)

    IKEA Home Planner (8 Мб)

    Sweet Home 3D (39 Мб)

    Свежие комментарии

    Сайт для детей и их родителейКопирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник