В прошлой статье говорилось о том, как мы можем лишить своего ребенка мотивации и отбить желание не только учиться, но и в принципе что-то делать. Сегодня разберём более приятную тему – как правильно хвалить ребенка. На первый взгляд, тема может показаться странной. Чего же тут не понятного? – спросят родители. Уж хвалить за успехи мы умеем! Так считает большинство из нас, пока не узнаёт обратное 🙂
На вопрос: «Как вы хвалите ребёнка?» почти все отвечают: «Ты молодец!». Вот вам и первая самая распространённая ошибка. Когда мы говорим «Ты молодец», «Ты лучший», «Ты самый» и т.д., мы не поощряем и не одобряем, а оценочно хвалим. Похвала-оценка имеет два негативных момента: Первый – все оценки строго субъективны, и когда родители своей похвалой как бы ставят оценку, ребёнок хорошо понимает – где похвала, там и выговор. Наши дети, начиная с самого детского сада, повсеместно подвергаются общепринятой оценке. Ребенок еще до школы понимает, что если его хвалят – он хороший, если ругают или критикуют – он плохой. Растущая личность регулярно меняет своё отношение к собственному Я. Сегодня я хороший, завтра я плохой. До добра такой подход не доведет, проверено многолетней практикой.
Отсюда следует второй негативный момент оценочной похвалы – дети становятся зависимыми от неё. Одни дети начинают добывать во что бы то ни стало хорошие оценки во всём и везде (и в школе, и дома), другие дети разочаровываются и в оценочной системе и частично в себе, они бросают вызов обществу и родителям: «Вы говорите, что я плохой, ну и пусть. Буду плохим!». Первые превращаются в «вечных отличников», я бы даже сказала «зависимых отличников», и любая критика или неуспех воспринимается ими как глобальная трагедия. Вторые стараются убедить себя и окружающих, что они не нуждаются ни в чьих оценках.
И те, и другие носят в себе психологическую травму, которая проявляется по-разному – неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ригидность в суждениях, низкая адаптивность в социуме и т.д.
Как правильно хвалить ребенка - рекомендации психолога
Как же хвалить правильно? Очень просто! Никакого местоимения ТЫ! Убираем «Ты» и волшебным образом получаем из оценочной похвалы слова одобрения и поддержки, которые вселяют в наших детей уверенность и позволяют при этом чувствовать нашу любовь и заинтересованность.
Вместо ТЫ говорим Я или МНЕ, и дальше выражаем свой восторг как душе угодно. Если ребёнок спрашивает ваше мнение по поводу его деятельности, скажите – Мне понравилось, особенно то-то и то-то. Таким образом, вместо заезженного «ты молодец», вы правильно одобрили результаты ребёнка и рассказали, что именно вам понравилось. Ребёнок услышал не только похвалу, но и ваше мнение, и понял, что вам это интересно.
Выражение «Ты молодец!» всего этого не дает. Более того, если родители только так хвалят ребенка, тот рано или поздно начинает понимать, что от него просто отмахиваются этим «молодец!» и на самом деле родителям не так уж интересно, почему он победил на конкурсе, и что именно оценило жюри.
Когда такое осознание приходит, дети в нас разочаровываются и на вопрос «как у тебя дела в школе?» так же незаинтересованно отвечают «нормально» и идут побыстрее в свою комнату. Родители начинают обижаться, говорят, что не понимают, почему ребенок отдалился и не делится с ними личной жизнью. Просто ребенок давно для себя понял, что до его личной жизни нет никому дела, а возникший вдруг интерес вызывает только раздражение.
Так что, дорогие родители, искренне интересуйтесь успехами, неудачами и просто событиями жизни ваших детей. Не твердите как попугаи «ты молодец!», «ты у нас лучше всех!», а скажите, как вы рады, как вы гордитесь, как вы надеетесь. Другими словами, говорите почаще о СВОИХ чувствах и переживаниях, и тогда ваши дети будут рассказывать вам о своих чувствах и переживаниях.
- Неправильно: ты молодец, ты у нас самый лучший, ты самая красивая, ты такой храбрый, просто гений.
- Правильно: я очень рада, мне так приятно, мне нравится с тобой ходить по магазинам, я так люблю с тобой готовить, мне сегодня было так приятно присутствовать на родительском собрании и т.д.
Думаю, вы давно всё поняли и сами можете дополнить примерами 🙂 А в следующей статье мы рассмотрим, чем мы можем помочь ребенку в образовательном процессе. И поговорим именно о том, как помогать ребенку правильно, без давления на него, нравоучений и удушающей заботы.
21 комментариев