В школу

Ребенок не хочет учиться или как родители могут лишить мотивации. Первая часть

Ребенок не хочет учиться или как родители могут лишить мотивации. Первая часть ребенок не хочет учиться
Ребенок не хочет учиться или как родители могут лишить мотивации. Первая часть

Мы начинаем цикл статей о подготовке детей к школе, о том, что делать, если ребенок не хочет учиться. В этих статьях будет рассмотрена система педагогической деятельности, которая заключается в том, чтобы дети хотели учиться сами, а родители им в этом помогали, а не лишали мотивации к учебе - к сожалению, так случается довольно часто.

Один из самых распространенных запросов родителей к психологу – «ребенок не хочет учиться». Чаще всего это, конечно, относится к школьникам, но бывает, что родители обращают внимание на нежелание чему-либо учиться еще до школы. Одна мама жалуется: «Дочка совсем не любит играть в развивающие игры: пазлы не складывает, в конструктор не играет, даже с игрушками не сильно-то возится». Начинаем разбираться подробнее, почему ребенок не хочет учиться и выясняется, что ребёнку отбила охоту чем-то заниматься сама мама. Да, да, именно она. Сама мама к концу нашей сессии пребывает в шоковом недоумении. Как же так? Она столько усилий прилагала к правильному досугу дочери, а обнаружилось, что источник всех заявленных проблем она сама.

И что делать, если ребенок не хочет учиться? Вы уже, наверное, догадались, что речь пойдёт о том, в каких случаях стоит помочь ребенку, а в каких доверить ему решение ситуации. Другими словами, поговорим о том, как привить любовь к учению (не важно, чему именно). Помните, в наше советское время в каждой школе красовался лозунг – «Учись учиться!»? На первый взгляд, довольно глупо звучит, но если чуть-чуть подумать, то смысл в этих словах есть, да ещё какой.

Начнём по порядку, с малышей. Купили родители ребёнку конструктор, ребёнок очень рад, сразу же начинает строить из кубиков свой первый шедевр. Тут в процесс вмешивается папа: «Подожди, не так, а вот так! Не ставь вниз меньший кубик, всё упадёт! Смотри как надо! Так у тебя ничего не выйдет!» и т.д., и т.п. Ребёнок смотрит разочаровано на кубики, на папу и с грустным лицом уходит смотреть мультики. Конструктор стоит и пылится, а родители удивляются, почему же ребенок не хочет строить башню? Знакомая ситуация?

Вот ещё одна, про детей постарше. Девочка второклассница приходит домой счастливая, показывает маме пятёрку по русскому языку. Мама смотрит в тетрадь и заявляет: «Пятёрка – конечно, хорошо… Но учительница явно завысила тебе оценку. Посмотри, какая вот здесь буква корявая, а вот эта вообще сползла со строчки». Девочка расстроена и подавлена, за уроки садиться не хочет. А мама продолжает свою нотацию: садись, делай домашнее задание! Ребенок нехотя садится за стол и начинает выводить буквы. Мама, как жандарм, наблюдает за каждым движением и комментирует в том же тоне: ну куда хвостик загнула, посмотри какая буква некрасивая и т.д. Как вы думаете, скоро надоест этому ребёнку школа? Это только одна ситуация, почему дети не хотят учиться в школе.

Если ребенок не хочет учиться - советы психолога

Ребенок не хочет учиться - советы психолога ребенок не хочет учиться
Ребенок не хочет учиться - советы психолога

Когда начинаешь прояснять ситуацию, родители начинают защищаться: Что же теперь, не контролировать? Не помогать? Конечно, помогать! Но вспомните, дорогие взрослые, как долго у вас самих не получалось красиво писать, чисто и правильно убраться, ловко забросить мяч в корзину?

Нам кажется, что мы-то всё сразу делали так, как надо, но это только кажется. Просто теперь эти дела нам кажутся простыми, и мы навязываем ребенку эту якобы простоту, а для ребенка пока это очень непростые вещи и ему становится еще труднее от наших комментариев типа: смотри, как это просто, а ты не можешь!

Как же правильно указывать на ошибки детям?
  1. Не стоит указывать на каждую ошибку.
  2. Ошибку обсудите тогда, когда всё дело будет завершено. Лучше, если вы обсудите ошибку на фоне общего одобрения. Например: ты здорово справился с этим заданием, только чуть-чуть вот здесь ошибся. Это не беда, в следующий раз ты уже будешь знать, как не попасть в ловушку этого правила и т.д.
  3. Дети часто лучше нас знают о своих ошибках, но относятся к ним спокойнее, чем мы. Они адекватно оценивают свои труды, ценят приобретенный опыт, а ошибки воспринимают как часть познавательного процесса. Усвоенные в самостоятельном анализе ошибки ребенок усваивает с первого раза, в отличие от тех, на которые взрослые постоянно указывают. Ребёнок знает, что в следующий раз у него получится гораздо лучше - и так оно и будет, если мы не помешаем своей разрушительной критикой и высмеиванием.

Многие родители и сами признают, что слишком придираются к ребенку и этим самым отбивают всякую охоту учиться. Никогда не забывайте, что процесс обучения даёт 4 результата:

  1. Знания, которые получит ребенок;
  2. Умение учиться, т.е. учить самого себя (самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать и применять ее; составлять план работы; интегрировать знания из различных областей и т.д.)
  3. Эмоциональный след от занятий. Это либо уверенность, либо неуверенность; либо удовлетворение, либо разочарование. Не стоит говорить, как эмоциональный след повлияет на самооценку ребенка.
  4. Впечатление и опыт от ваших взаимоотношений с ним в процессе обучения. Здесь два варианта:
  1. остались довольны друг другом;
  2. накопили взаимные обиды и недовольства;

Как правило, родителей заботит только пункт №1: «Выучил? Понял?», тогда как остальные три пункта гораздо важнее… В следующих статьях мы разберем другие проблемы, почему ребенок не хочет учиться и как правильно хвалить ребенка, а я прошу вас прокомментировать эту статью и высказать своё мнение.

avtorsЕсли вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.


19 комментариев

    • Привет Гость
    • Читаю и думаю, что сама иногда не соблюдаю важные три пункта в процессе обучения своих детей. Буду стараться не забывать об этом.
      • Все мы, родители, чего-то не соблюдаем))) Разница между родителями только в том, что одни растут во всех смыслах и прогрессируют вместе со своими детьми (им помогают и сами у них учатся многому), а другие – упрутся рогом и душат ребенка своими непережитыми комплексами и травмами (психологическими) и даже не задумываются о своей неправоте. Вторая категория и читать такие статьи не станет, они-то лучше знают, что и как делать :-) Спасибо,  Мария!
    • Взрослый руководствуется понятиями «надо», «правильно», а не такими как «хочу» и «интересно». Поэтому иногда получается, что лучшее воспитание - это отсутствие всякого воспитания. Хотя бы на первое время поменьше учить.))
      • Есть в Ваших словах здравый смысл,  Фёдор. Мы с дочерью сразу договорились, ещё в 1 классе, что учебный процесс – это её личная жизнь. Я помогаю только тогда, когда она меня просит. Сейчас Аня закончила 2 класс лучше всех в классе. Она абсолютно самостоятельно ищет нужную литературу в библиотеке и в интернете, сама делает ДЗ и все дополнительные задания. На родительских собраниях учитель отметил, что дети относятся к дополнительным заданиям в стиле «лишь бы с рук», а Аня всегда относится с душой и учится с желанием. Ну вот, похвасталась :-) Детям необходимо личное пространство, свобода в приемлемых пределах, наше доверие и вера в них.
    • Родители часто не понимают, что невозможно ничему научить человека, пока не включится элемент само-научения. Нельзя дать знание тому, кто не хочет или не готов его принять. А как только захочет – сам будет вырывать из рук, требовать информации, пробовать, ошибаться, снова пробовать, запоминать и закреплять – учиться. Поэтому, как мне, пока еще не родителю, кажется, задача родителей – заинтересовать ребенка, приоткрыть завесу над кладовой знаний, и указывать на ошибки только тогда, когда ребенок сам принесет тетрадь и попросит о помощи. Если обратиться к примеру с конструктором – родители не показывали нам, как правильно строить, а играли вместе с нами, и когда папа строил красивый домик, а у меня получался корявенький, я сама просила его показать какие-то элементы.
      • Спасибо,  Марина! По этому поводу есть хорошая поговорка: «Можно заставить лошадь войти в воду, но нельзя заставить её пить».
    • Мой сынок любит учиться. Он сам меня просит с ним позаниматься, но это мы еще в школу не ходим. :) У вас замечательный портал, интересный и полезный. Я на него подпишусь, чтобы не пропускать ни одно вашей статье. Удачи вам и благополучия.
    • Все очень точно написано! Я такие моменты несколько раз наблюдала на примере своего племянника. Сколько бы я сестре не говорила, она меня не слышит. А ведь одна неосторожная фраза может и отбить напрочь желание учиться у малыша, и нанести ему психологическую травму и осознание того, что в него не верят.
      • К сожалению, многие родители «глухи и слепы» и просыпаются они только когда пора обижаться на детей, их невнимательность к старости родителей. Начинаются банальные упреки: «я тебе всю жизнь посвятила, а ты…» Жаль, что эта проблема очень распространена. Спасибо, Алина!
    • Отличная поучительная статья, только поздновато я ее читаю, дети выросли. Разве что им показать, пусть своих уже учат по всем обозначенным пунктам в Вашей статье. Спасибо!
    • Мы с сыном вырезали шары для аппликации в подарок папе. Получилось так, что, вырезая шарик, сын сделал надрез самого рисунка. Я,со словами: "Сына, остановись, не режь дальше по шару",- задержала руку Егорки. Сын отложил ножницы и отказался дальше вырезать. Я сразу поняла, что сделала ошибку. Но слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Извинилась перед сыном, стала объяснять, что все ошибаются и могут разрезать рисунок. Вместе склеили разрезанный шар. Совместными усилиями закончили делать аппликацию. Этот случай послужил хорошим уроком для меня, как можно своими действиями отбить у ребенка желание что-то делать. А самое главное, он может потерять веру в себя, свои силы. Будет бояться начинать новое дело из-за страха возможной ошибки.
    • Мои дети уже совсем большие, теперь буду ждать внуков. И постараюсь не допускать тех ошибок, которые были в воспитании своих детей. Спасибо, объяснили все очень понятно!
      • Если доживу до внуков, тоже буду их по-другому воспитывать :-) ) Бабушка – совсем другая роль, но и бабушкой можно быть очень прогрессивной))) Спасибо,  Валентина!
    • Очень интересная статья. Мой внук в этом году идёт в школу и уже целый год проходил в подготовительный класс, обязательно дам почитать это своей невестке. Спасибо за такой познавательный материал.
      • Сейчас так рано начинают готовить к школе, что у многих детей желание пропадает не доходя до 1-го класса… Раньше так в институт не готовились, как сейчас в школу. Пожелаем вашему внуку,  Галина, успехов и активной жизненной позиции во всем!
    • Столько внимания сейчас уделяется вопросам воспитания, а я вспоминаю свое школьное детство, когда родители удосуживались только раз в неделю спросить дневник и ругали, если появлялась тройка – вот и весь был процесс контроля и воспитания.
    • Иногда достаточно просто не мешать ребенку делать то, что он может сделать самостоятельно. Помощь родителей необходима в делах, которые ребенок самостоятельно выполнить не в силах. Тогда мы заходим в его зону ближайшего развития и только немножко подталкивает в правильном направлении. Самое главное – делать все с любовью, без агрессии и поучений. Просто взрослые часто забывают, для чего ребенок должен делать так и так.
      • Да, большинство родителей стараются всё сделать за ребёнка, в итоге малыш теряет всякую мотивацию и активность. Приходится каждому родителю объяснять, что такое ЗБР и как ее развивать, а не лишать ребенка смысла жизни :-)
    • Главное в современной начальной школе - хорошая система обучения и педагог нормальный. Нам повезло и с тем, и с другим - учительница опытная, знает свое дело. Программа - начальная школа 21 века, очень интересная, задания развивающие, и на логику есть, увлекательно построен учебный процесс.
    Наш малыш

    Минутка досуга

    Отдохнем!

    Интерьер вашего дома

    Интерьер вашего дома

    Хотите узнать, как расположить диван или плазменный телевизор? Здесь вы можете спроектировать в онлайн программе все что угодно, и затем сохранить данные на компьютер.

    А изменить язык на русский вы можете в верхнем меню справа - с language на русский.


    Или вы можете скачать бесплатные программы для создания дизайна интерьера дома, квартиры, комнаты.. Достаточно выбрать ту, которая больше вам подходит.

    pCon.planner (85 Мб)

    IKEA Home Planner (8 Мб)

    Sweet Home 3D (39 Мб)

    Сайт для детей и их родителейКопирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник