Развитие ребенка

Ребенок не хочет учиться — помогаем сами. Часть третья

Ребенок не хочет учиться - помогаем сами. Часть третья ребенок не хочет учиться
Ребенок не хочет учиться - помогаем сами. Часть третья

В предыдущих статьях мы поговорили о том, как не лишить ребёнка мотивации и не отнять у него личную активность, а также как правильно хвалить. Сегодня посмотрим, чем же мы можем помочь ребёнку в учебном процессе. И как помогать правильно, без давления, нравоучения и удушающей заботы.

Не секрет, что нынешняя система образования (как, впрочем, и любая другая система) принуждает детей учить уроки и исправно отчитываться. На таком фоне у ребёнка быстро пропадает желание учиться, остаётся одна обязанность, которая воспринимается им как своеобразная повинность. Сам процесс обучения редко преподносится в интересной форме (хотя я лично знаю таких педагогов, которые самые сложные и нудные предметы преподносят так, что запоминается на всю жизнь!), как правило, монотонное изложение материала переходит в опрос. И так из года в год! Дома мы, родители, также спрашиваем отчёт: как дела в школе? Что получил? На что получаем ответ – нормально. Какой вопрос – такой и ответ!

Вот и получается, что ребенка окружает сплошная формальность. Никому и дела нет, интересно ли ему получать знания, применяет ли он их в жизни. Наш разговор короткий – учиться НАДО и всё тут!

Чем конкретно мы можем помочь своим детям?

  1. Не стоять над душой/ за спиной/ над столом!!! Ребёнок, начиная с 1 класса, должен осознать, что учёба – это его личная жизнь, которую ни мама, ни папа, никто другой за него не проживут. Помочь в затруднительном положении, конечно, необходимо, когда ребёнок вас об этом попросит. Дайте личное пространство своему ученику, научитесь доверять его самостоятельности.
  2. Вместе проверяйте сделанные задания. Заметив ошибку, не начинайте сразу тыкать в неё и возмущаться. Предложите ребёнку найти ошибку самому. Если не получается, дайте одну подсказку, другую, третью. Главное не нервничайте и не говорите начальственным тоном. Будьте ребёнку другом, от этого ваш родительский авторитет точно не пострадает.
  3. Предложите ребёнку делать самостоятельно уроки на черновик. А после проверки и обсуждения всё красиво можно перенести в рабочую тетрадь.
  4. Не заставляйте просто заучивать новый материал. Пусть ребёнок сам научит вас новому правилу или знанию, сам объяснит и приведет примеры (лучше из жизни). Это гораздо эффективнее!
  5. Любое знание можно применить на практике. Не поленитесь и поиграйте с ребенком в игру «ученые ставят опыт». При желании, почти всю школьную программу, особенно начальной школы, можно проиграть и сделать практически. Такие знания остаются навсегда и дают не просто информацию, но и жизненный опыт и опыт общения с вами.

Вот и все особенности. Придерживаться их совсем не сложно, если вы сразу заняли такую позицию доверяющего и понимающего родителя. Чаще к психологу обращаются родители второклассников и более старших детей с проблемой «наш ребенок не хочет учиться». Таким родителям сложнее перестроиться самим и переориентировать ребенка на другой стиль обучения. И в таком случае отчаиваться не стоит. Можно сесть и по-взрослому поговорить с ребенком. Можно признать и свои ошибки в подходе к обучению, от этого ваш авторитет также не пострадает.

Объясните ребенку, что на самом деле вы давно его считаете самостоятельным и достаточно взрослым для выполнения школьных заданий, что с настоящего момента вы отдаете всю ответственность за этот процесс в его руки, т.к. не сомневаетесь его силах. Конечно, вы не бросаете его в этом непростом деле и будете помогать по мере необходимости, а также ставить совместные опыты.

Доверяйте своим детям, не гасите в них активность и искренне интересуйтесь их жизнью. Научите использовать полученные знания и в дальнейшем ребенок сам будет схватывать всё налету, т.к. ему будет интересно, а это и есть самое важное! Когда нам интересно, мы делаем это без усилий и подсказок со стороны.

avtorsЕсли вам понравилась статья, или вы не согласны с мнением автора, вы можете прокомментировать статью и высказать свою точку зрения.


10 комментариев

    • Привет Гость
    • Когда мои дети были еще детьми, то я особо и не задумывалась о том, как правильно воспитывать. И только теперь понимаю, насколько это сложно и ответственно. Может быть поэтому бабушки и дедушки становятся лучшими воспитателями?
      • Может и поэтому, Влада! У бабушек и дедушек больше свободного времени, больше жизненного опыта и, конечно, они частенько бывают лучшими воспитателями, чем родители. У моей мамы, например, терпения гораздо больше оказалось при обучении чтению моей дочери :-). У них очень теплые и доверительные отношения. То, что побаивается сказать маме, сначала говорит бабушке))).
    • Третий пункт очень интересный и, думаю, часто родителям даже не придется притворяться, что они не знают того, что пытается выучить их ребенок: учебники и способ подачи материала сейчас совсем другой, да и школа в жизни родителей была давно. Я помню, в институте, когда готовилась к экзаменам, теоретические предметы так и заучивала: представляла, что я кому-то это объясняю. Ходила по квартире и вслух этому невидимому «кому-то» рассказывала. Не знаю, что думали обо мне соседи (теория на инязе чаще была на английском), но запоминалось все очень хорошо :) 
      • Согласна, что нам, родителям, иногда сложно разобраться в современных учебниках))) Думаю, если родители будут с интересом слушать объяснения ребёнка, то они не просто поспособствуют усвоению школьного материала, но и придадут значимость и самому ребёнку, и его деятельности (школьному обучению). Такой ребёнок будет наверняка знать, что родителям не безразлична его жизнь. Спасибо, Анна!P.S. Как я понимаю, вы про четвертый пункт.
    • Вы знаете, есть такое замечательное растение бальзамин. Поставьте его в комнате где живет ребенок и сами удивитесь как он изменится и с каким удовольствием станет учить уроки.
      • Буду советовать родителям, которые ко мне обращаются))) Во всяком случае хуже никому не станет от присутствия такого симпатичного цветка :-)
    • Спасибо за такие замечательные статьи. Мои дети как-то быстро выросли и мы не сильно задумывались, правильно мы их воспитываем или нет, но получилось неплохо. Теперь воспитываем внучат и подходим к этому с большей ответственностью. Старший в этом году идёт в школу и Ваши советы по поводу учёбы нам очень помогут.
    • Немного касаемо первого пункта. Как говорят, начальная школа – это выяснение чьи мама/папа/бабушки/дедушки лучше рисуют/лепят/клеят/вырезают. И вот как тут не стоять над душой, если ребёнок приходит из школы и рассказывает, что в конкурсе рисунков на 12 апреля победила девочка, у которой мама-художник рисовала? А её самостоятельный рисунок даже и выставлять не стали – некрасивый. Я, наверное, более жёсткий и считаю, что делать за ребёнка что-то, за что ему дадут потом грамоту или ещё как наградят, не следует. Вот помочь – это всегда пожалуйста. Но когда помощью становиться фактически полностью сделанная работа… извините, это к маме :) Она, несмотря на мои протесты, уже «выиграла» несколько соревнований-конкурсов. С одной стороны не хочется, чтобы ребёнок чувствовал себя каким-то неумехой последним в классе, а с другой приучать с малолетства к мысли, что кто-то за тебя завсегда сделает самое сложное и трудное, тоже нет желания. А с психологической точки зрения как лучше поступать?
      • Не соглашусь с мнением о том, что начальная школа – показатель достижений мам, пап и т.д. Во всяком случае, в классе, где учится моя дочь (мы перешли в 3 кл.) всё наоборот! Есть парочка ребят, чьи бабушки «душат» их своей заботой. К окончанию 2-го класса эти ребята из отличников стали троечниками. Они полностью лишились мотивации, естественной активности и чувства здоровой конкуренции. Более того эти дети гораздо чаще болеют, чем остальные, это уже психосоматика. Описанный Вами случай с рисунком на 12 апреля – вопиющий непрофессионализм педагогов! В этом случае необходимо объяснить ребёнку какие несправедливые нюансы встречаются во взрослой жизни и как их можно обходить с гордо поднятой головой))) Это тема для целого поста :-) По поводу грамот: как я уже неоднократно писала, моя дочь делает всё сама, за исключением редкой помощи в компьютере (и то, только в 1 кл), грамот за 2 года – целая коллекция. И за олимпиады, и за конкурсы и т.д. Она ими очень гордится. Те дети, которые получают награды за труды родителей, отлично понимают цену этим трофеям. Родители в таком случае разрушают личность своего ребёнка, думая, что помогают ему. Это еще одна тема для поста))))! В кратце я ответила… Подробнее в следующих постах :-) Спасибо, Дмитрий!
    • Да, сначала дети хотят учиться, но столкнувшись со многими трудностями быстренько теряют свое былое рвение. Знаю это на собственном опыте.
    Наш малыш

    Минутка досуга

    Отдохнем!

    Интерьер вашего дома

    Интерьер вашего дома

    Хотите узнать, как расположить диван или плазменный телевизор? Здесь вы можете спроектировать в онлайн программе все что угодно, и затем сохранить данные на компьютер.

    А изменить язык на русский вы можете в верхнем меню справа - с language на русский.


    Или вы можете скачать бесплатные программы для создания дизайна интерьера дома, квартиры, комнаты.. Достаточно выбрать ту, которая больше вам подходит.

    pCon.planner (85 Мб)

    IKEA Home Planner (8 Мб)

    Sweet Home 3D (39 Мб)

    Свежие комментарии

    Сайт для детей и их родителейКопирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник